На прошлой неделе Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон об изменениях в пенсионной системе. Обозреватель «КП», как раз предпенсионер, попытался найти работу и узнал, почему гастарбайтеры не подпускают нас к метле [инфографика]
«Молодые» пенсионеры и те, кто приближается к этому возрасту, в тревоге: рабочие места, на которые они могли бы претендовать, заняты мигрантами. То, что проблема действительно существует, признают даже в Минтруде. Летом этого года замминистра Андрей Пудов так и заявил: чтобы обеспечить рабочие места для пенсионеров, нужно ограничить трудовую миграцию в Россию.
Читайте также:
Неужели действительно так? С одной стороны, люди с 30-летним, а то и более стажем, с жизненным опытом, связями, на родной земле – а с другой кто? Приезжие. Ни кола ни двора. Знакомых нет, языка не знают. «Да не конкуренты они!» – рубанет сгоряча иной спорщик. И крепко ошибется. Потому что большинство пенсионеров и предпенсионеров могут претендовать на зарплаты – увы, увы! – где-то в 30 тысяч рублей в месяц. А это самые гастарбайтерские деньги. И профессий, где могли бы схлестнуться интересы пожилых россиян и молодых мигрантов, оказывается, хватает.
Адрес № 1: жилищно-эксплуатационное управление
ВОРОТИЛЫ МУСОРНОЙ КАРЬЕРЫ
С Равшаном мы познакомились на помойке недалеко от шоссе Энтузиастов. Они с напарником шуровали в мусорных баках. А я мимо проходил по пути в местный «Жилищник» – как раз шел устраиваться дворником.
– Ну что, есть вакансии? – спрашиваю у потенциального коллеги.
– Совсем нет, – сочувственно ответил он. – Даже 4 человека в очереди стоят – ждут, когда место освободится.
Выяснилось, что все дворники на участке – его земляки из Узбекистана. Те, кто в очереди, – тоже.
– Я два года здесь, а русских у нас не было. Начальники только русские.
– А работа как – не тяжелая?
Равшан, оглядев меня, вынес по-восточному дипломатичный вердикт:
– Тяжело, однако, но вы бы, наверное, смогли.
Это обнадеживало. Единственное, что огорчало, – смена начинается в 6 утра. Хотя среди тех, кому к 60, жаворонков, наверное, тоже хватает. Только до которого же часа метлой махать? На улице уже вечерело, а Равшан с напарником все в трудах.
И тут я узнал главную тайну дворницкого ремесла.
– Нет, смена кончается в четыре вечера, – сказал Равшан и доверительно добавил: – А сейчас мы на себя работаем. Ищем черный металл, цветной, макулатуру. Вещи разные, чтобы по интернету продать. У нас официальная зарплата 22 тысячи. И еще столько же сами зарабатываем. Жильцам вещи старые на помойку вынести, диван там какой – тоже заплатят…
Он даже засмеялся от радости, представив, какие деньжищи набегают. Но тут его строго одернул напарник: много болтаешь, мол. Парни снова окунулись в мусорные баки, а я отправился в отдел кадров.
«НЕ МОГУ Я С НИМИ РАБОТАТЬ!»
Легенда была максимально приближена к реальности. Дело к пенсии. Хочется подстраховаться…
– Вакансии у нас, конечно, есть, – задумчиво ответила заведующая отделом кадров. – Но вы все-таки оцените свои силы. Зима скоро…
А что тут оценивать? Да, зимой работы – как снега, это понятно. Но испытанную годами мудрость «Устал – отдохни» тоже пока еще никто не опроверг. Помню, в ответ на просьбу очистить крыльцо родного подъезда ото льда дворник, устало присев на скамеечку, показал мне, где я могу взять нужный инструмент. И крикнул вдогонку: «Ломик потом положите, где брали, он на мне числится!»
В общем, сказать, что при современном уровне снегоуборочной техники и антигололедных препаратов дворник жилы рвет на работе, было бы несколько преувеличением. Не в конторе, конечно, сидеть, но и не тяжелее, чем на стройке или на заводе. У меня под окнами футбольная коробка. Каждый день в 6 вечера там собираются коммунальщики и часа два яростно гоняют мяч. Так что есть еще силы после рабочего дня. Не так страшен труд, как его малюют.
– Да дело не в этом, – продолжила кадровичка. – Вы уверены, что поладите с ними? Мы брали на работу и москвичей, и россиян из регионов. Но никто не задержался. Все говорили одно и то же: «Не могу я с ними работать». Ну откуда я знаю почему…
Зато я знаю. Точнее, могу предположить – после откровений Равшана. Ничего личного – ребята просто не хотят отдавать чужаку (ну а кто мы для них в данном случае, хоть вроде бы и у себя дома?) хлебное место. На него же можно пристроить своего родственника или земляка.
В общем, кто как, а я, пожалуй, рваться в дворники не буду. Все-таки работа не сахар. Поспрашивал в разных районах – старше 35 – 40 лет среди тружеников метлы и лопаты не найти. Да и нормальные деньги можно заработать, только сортируя мусор и помогая жильцам избавляться от старой мебели.
Адрес № 2: ДРСУ
«ЭТО КАК 12 СОТОК ПЕРЕКОПАТЬ»
– А может, вам в дорожные рабочие? – предложила дама в кадрах.
И тут же набрала номер на мобильнике.
Вскоре пришли двое – начальник участка Руслан и мастер Андрей. Толковые технари. Быстро ввели в курс дела.
– Работа с 9 до 5 вечера, есть обеденный перерыв, но если пришел асфальт, то обед сдвигается – асфальту нельзя остывать. Когда не надо укладывать – просто поддерживаем в чистоте проезжую часть. Ничего сложного. Кидали асфальт когда-нибудь? Нет? На лопате – килограммов пять. Потяжелее земли. За смену, когда есть работа, это по трудозатратам как 12 соток перекопать. Да не пугайтесь – не каждый же день. Иногда вообще работы нет. Но уходить нельзя – мало ли что. Короче справитесь, коллектив у нас дружный, интернациональный. Одному 64 года – он молодым фору даст…
По деньгам выходило 25 – 28 тысяч в месяц. Если проявлю себя, то могут бригадиром поставить. Это уже 35 тысяч. Так что есть за что бороться.
Адрес № 3: почта
ЕСТЬ ТАКОЕ МЕСТО!
Вот где полно вакансий, так это на Почте России – операторы в отделения связи, почтальоны. И что самое интересное – туда гораздо охотнее принимают наших граждан.
Захожу в отделение на Пролетарке. Там как раз операторы и требуются. Судя по персоналу, ограничений по возрасту нет. Но сразу к конвертам и посылкам новичка не подпустят.
– Сначала вам надо будет пройти тестирование, – рассказали почтовики. – Психологическое – например, ответить на вопрос «Что вы будете делать, если клиент чем-то активно возмущается?»
Тоже мне тест!
– Я бы, – уверенно отвечаю, – сказал: «Не шумите, гражданин. Дойдет очередь – разберемся».
Женщины только посмеялись. И по секрету намекнули, что надо в таких случаях звать старшего по смене, пусть он разбирается.
А еще математические задачки придется порешать – на проценты. Можно пользоваться калькулятором. На этом этапе многих отсеивают. Например, знакомая, экономист, полковник таможенной службы, выйдя на пенсию, хотела на почту устроиться – и срезалась на тесте. Подозревает, правда, что завалили из-за возраста. Ну а кто выдержал – тому недельное обучение. Бесплатно. Но и без зарплаты. А в конце – экзамен. И только после этого трудовые будни. Два дня с восьми утра до восьми вечера – два дня отдых. Сумма прописью – 25 880 руб. в месяц.
– Если устраивает, приходите на тест, – пригласили меня на прощание.
Еще одна профессия, где предпочтение отдается россиянам, – это операторы кол-центров. 30 – 40 тысяч. А если нужно еще что-то впарить клиенту, то это дополнительно проценты от продаж. Сулят до 80 тысяч. Класс! Болтай себе – а денежки капают. Не асфальт кидать. Сопоставимые доходы и у страховых агентов, у риэлторов. И конкуренция со стороны мигрантов минимальная.
Адреса № 4, 5, 6: поликлиника, ТСЖ, торговые сети
В КОНСЬЕРЖИ? НИКОГДА!
Куда еще податься? После 5-минутного телефонного разговора меня сразу взяли гардеробщиком в поликлинику. Положили 25 тысяч в месяц. Повезло. Потому что места гардеробщиков, пишут мне друзья в интернете, все чаще достаются мигрантам. Так, в Мега – ИКЕА, рассказала пользовательница Ольга Павлова, на катке и в других местах когда-то пальто и куртки убирали пенсионерки, а теперь их постепенно заменили гастарбайтеры. То же и с консьержами. Тут все понятно. Чтобы обеспечить круглосуточную охрану подъезда, жильцы платят мигрантам раза в два раза меньше, чем москвичам, и в полтора, чем остальным россиянам. И что в итоге? За меньшие деньги – тот же результат. Заграничные консьержи, как и их земляки-дворники, судя по отзывам в интернете, вполне справляются со своими обязанностями.
Ждут нашего брата-старика и в торговле. В «Ашане» по соседству сам видел несколько моложавых бабушек за прилавком. Вежливые, расторопные, одна москвичка, другая из Подмосковья. 28 тысяч в месяц – они довольны. У одной я даже кофе с чебуреком купил. А другой просто улыбнулся. Там же и здоровенный стенд стоит – с приглашением «Приходи, будем работать вместе!» Отослал я анкету, но пока не звонят. Наверное, мигранта взяли – там, на беглый взгляд, их и россиян примерно поровну.
ВЫВОДЫ НАПОСЛЕДОК
«Главное, чтобы не пил и руки росли откуда надо»
Вообще, как я выяснил, дворники – единственная коммунальная профессия, где однозначно доминируют мигранты. Во всех остальных – равенство возможностей.
– Работники нужны – главное, чтобы не пил человек и руки из нужного места росли, – говорит сантехник дядя Саша с севера Москвы.
Пенсионер, кстати. Уже лет 40 работает на одном месте. Официальный заработок невелик – 22 – 25 тысяч в месяц. Но плюс к этому парочка тысяч ежедневно набегает от владельцев квартир. При том что берет дядя Саша вполне по-божески, дешевле прейскуранта. А на авариях и вовсе не берет. Но как не отблагодарить хорошего мастера. Так же и электрики. Эти специалисты могут не только поломку экстренно устранить, но и поучаствовать в ремонтах, которые постоянно затевают в своих квартирах жильцы, то вот вам еще одна статья дохода.
Кстати, именно жэковским сантехникам и электрикам приходится устранять поломки, возникающие из-за небрежной работы «профессиональных» строителей.
В общем, работа уважаемая и денежная. Только подойдет она лишь рукастым, вузовский диплом тут не поможет. Но москвичу в годах есть шанс зацепиться.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
«Москвичи к метле не приучены»
– Все попытки работать с москвичами провалились, – рассказал «КП» бывший сотрудник клининговой компании Андрей Игнатьев. – В Москве очень жесткие требования к состоянию территории, особенно зимой. Не выполняешь – налетаешь на огромные штрафы, ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций) буквально охотится. Круглые сутки головная боль. В результате москвичи не выдерживали, бросали. Даже несмотря на то, что летом за ту же зарплату работы совсем мало.
ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД
Из князей в грязи
Сергей ПОНОМАРЕВ
Понижение личного социального статуса – одна из самых больных проблем в трудоустройстве пожилых.
Почему-то официальные оптимисты, трубящие из всех медийных утюгов о программе переподготовки возрастных работников, их адаптации на рынке труда и активном долголетии, скромно умалчивают об одной болезненной проблеме. О боязни резкого понижения социального статуса людей предпенсионного возраста.
Допустим даже невероятное: удалось уговорами и принуждением выдавить на историческую родину всех гастарбайтеров, чтобы освободить для коренных жителей места дворников, дорожных рабочих, упаковщиков и кассиров в торговых сетях, консьержей и курьеров по доставке. И что, эти вакансии тут же заполнят пожилые москвичи и москвички? Что-то не верится.
В моем жилом комплексе, состоящем из трех башен, среди консьержей нет ни одного посланца Центральной Азии или Закавказья. Как и среди охранников, сидящих в будке у шлагбаума для машин. Все они из Брянской области.
– А что, москвичей не нашли? – спрашиваю председателя ТСЖ.
– Пытались, – вздыхает тот. – Но москвичи на эти места не идут. Во-первых, зарплата маленькая. Но главное – люди стыдятся: как так, я раньше работала учительницей, а теперь в будке буду сидеть и полы в подъезде мыть? А вдруг кто-то из учеников узнает?
– Но вот наши же консьержки одна в прошлом экономист на заводе, вторая вообще была преподавателем в техникуме…
– Так у них же на родине знакомые не знают, чем они в столице занимаются. Говорят знакомым, что в офисе в Москве работают…
Иное дело москвичи. Даже если в прежней жизни занимал не ахти какую должность, снижение личного социального статуса бьет по самолюбию посильней, чем потеря оклада. Конечно, все работы хороши и нет работ позорных, но беда в том, что занятий равного с прежним уровня для людей 50+ в списке столичных вакансий, как правило, нет, а мести улицы или укладывать асфальт им гордость и здоровье не позволяют.
Одно дело, когда ты из низов выбиваешься наверх, так сказать, из грязи выползаешь в князи, и совсем другое – мучительный путь обратно…
ЕЩЕ МНЕНИЕ
Петрович в поисках рабочего места
Дмитрий СТЕШИН
Представим среднестатистического пенсионера Ивана Петровича и его реальную жизненную ситуацию
В 60 лет работодатели от него грамотно избавляются. Да «старик» и сам понимает, что «не тянет» работу экспедитора. Он уже не вояжер по стране – возраст, гастрит, гипертония, сердце покалывает. А вдруг в дороге что случится? Болеть в чужом городе, среди чужих людей? Ни котлет в кастрюльке никто не принесет в больницу, ни чистое белье и очки для чтения. Мрак! (подробности)
А В ЭТО ВРЕМЯ
Мигранты строят маленькую Киргизию под Москвой
Пользу или вред принесут появляющиеся в российской глубинке национальные анклавы?
А МЕСТНЫЕ И НЕ ЗНАЮТ
– Я прожила в России больше 30 лет, еще в 85-м году поехала с русским мужем на Таймыр работать. У меня под Сталинградом дед погиб. А теперь на улице люди косо смотрят в мою сторону и называют чуркой, – жалуется киргизка Баарикан Айылчиева. – Стоило поселиться под Тулой вместе с родственниками, как журналисты подняли крик: киргизы строят табор террористов, киргизы будут торговать наркотиками… (подробности)
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.