Почему столичные водители все чаще пересаживаются на авто из городского проката
Три года назад столичный каршеринг мог похвастаться всего тремя сотнями автомобилей. Сейчас их уже почти 12 тысяч. И эта цифра неуклонно растет. Некоторые водители вообще говорят, что внутри МКАД личный автомобиль им не нужен. Обслуживание влетает в копеечку. Пробки. Платная парковка. А тут взял машиненку недалеко от работы, домчал до нужного адреса и бросил на улице. Цена вопроса – от трех рублей в минуту (в зависимости от времени суток и компании).
Читайте также:
И РОСКОШЬ, И СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
В общем, спрос на услугу очень высокий. А потому рынок развивается (в Москве сейчас 15 компаний каршеринга). Программист Андрей Шеламов испытал на себе почти половину из них. Делимобиль, Яндекс.Драйв, Anytime, YouDrivе и другие. К концу рабочего дня молодой человек начинает листать мобильные приложения и находит ближайшую машину.
– При этом у меня есть собственный автомобиль, – рассказывает Андрей. – Но я его использую для семьи. Двое детей, жена, вещи, собака… С таким табором тащиться до казенной иномарки неудобно. Иногда это может быть километр. А иногда и все три. А когда я один, наоборот. Приехал в офис. Отдал рублей 150. И забыл. Больше ничего не платишь. В то время, как за личную машину мне придется отвалить втрое больше только за парковку.
При этом авто практически у всех компаний новые. И неискушенные клиенты получают удовольствие просто от езды. В машинах есть кондиционеры, магнитола, встроенный навигатор.
– Иногда водители садятся за руль пьяными, – продолжает Шеламов. – Увы. Например, за Курским вокзалом есть ночной клуб. Утром в воскресенье оттуда выходят молодые люди. Бывает, пошатываясь. А я по выходным привожу в тот район сына на секцию. И вижу, как многие из них плюхаются в маркированные машины и уезжают.
В компаниях каршеринга борются с этим большими штрафами (от 50 тысяч рублей). И впоследствии пьяниц блокируют. Чтобы они больше не могли арендовать авто.
– Но это бывает не так часто, – сообщила «КП» совладелец компании ВelkaCar Екатерина Макарова. – Машины каршеринга часто останавливают сотрудники ГИБДД. «Продувают» водителей. Смотрят приложение и документы, чтобы выяснить, тот ли человек сидит за рулем.
По ее словам, чаще всего услугой каршеринга пользуются мужчины от 25 до 34.
Еще из минусов – нечистоплотность некоторых клиентов. Курят за рулем, едят чипсы, пьют кофе. А некоторые – страшно сказать – берут в аренду машину, чтобы заняться в ней сексом.
– И мы не можем им это запретить, – говорит Макарова. – Это не преступление. А с мусором и пятнами на сидениях боремся старым дедовским способом – с помощью тряпки, щетки и пылесоса.
МАШИНА САМА ПОДЪЕДЕТ К КЛИЕНТУ
Эксперты относятся к каршерингу с большим уважением. Говорят, что за ним будущее. И что такой вид транспорта увеличивает пропускную способность дорог.
– Количество людей, которые ездят, не меняется, а машин становится меньше, – объяснил «КП» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. – Городские власти отнюдь не настаивают, чтобы водители отказывались от личного транспорта. Это дело каждого. Речь идет о пиковых часах. В это время на дороге должно быть как можно меньше автомобилей. И помочь в этом могут качественный общественный транспорт, такси с IT-сервисами и каршеринг. Последний активно развивается потому, что ездить на арендованном авто принципиально дешевле, чем на своем. Потому как парковка в Москве платная. И за рабочий день набегает кругленькая сумма.
– Жаль только, что иногда не получается быстро взять машину. Нужно идти через пять улиц…
– Скоро и этот вопрос решится. Раньше тоже можно было взять автомобиль в аренду, но после поездки его нужно было оставлять в строго отведенном месте. Жутко неудобно. Сейчас с появлением приложений машину можно бросить, где угодно. Дальше будет еще интересней. Найденный сервисом автомобиль будет сам приезжать к клиенту. Это никакие не мечты. А точные бизнес-прогнозы. Оптимисты говорят о трех-пяти годах. Пессимисты – о десяти. Но то, что это будет, никто не спорит. Технологические вопросы уже полностью решены.
– И как это будет выглядеть?
– Очень просто. Машиной будет управлять робот. В систему закладывается точный маршрут. Заводится двигатель. И машина потихоньку едет. А дальше клиент выходит на улицу, садится в авто и управляет самостоятельно.
– Почему в Москве такой высокий спрос на каршеринг? Только из-за платной парковки?
– Не только. Просто машин пока маловато. На один арендуемый автомобиль приходится 1082 москвича. А должно – хотя бы на десять машин. Как минимум. Так что пока столичный каршеринг – это экзотика. Но это пока.
КСТАТИ
В Москве также работает грузовой каршеринг (компания «Наш»). Для того, чтобы воспользоваться услугой, нужно также скачать приложение и иметь водительский стаж не менее двух лет. Для регистрации нужны права, паспорт, реквизиты банковской карты (с CVV-кодом). Грузовички-«каблучки» Лада Ларгус имеют механическую коробку передач, кондиционер, парктроники и даже подогрев сидений. Цена вопроса – семь рублей в минуту. Для понимания – это не «КамАЗы», а фургоны. Длина грузового отсека – 1 м 94 см. Ширина – 1 м 8 см. Высота – 92 см.
ВСЕ ВКЛЮЧЕНО
Думать о стоимости топлива или мойки в машинах каршеринга не нужно. Это уже включено в стоимость. В бардачке вместе с документами лежит карта, с помощью которой можно заправиться или освежиться. Точные условия описаны в мобильных приложениях.
КАК ВЗЯТЬ МАШИНУ
– зарегистрироваться на сайте или в мобильном приложении оператора
– прикрепить фотографии паспорта и водительского удостоверения, подписать договор (процедура проверки может занять несколько дней)
– забронировать доступный автомобиль (также можно на сайте или в приложении)
– после этого у вас есть 20 минут бесплатного бронирования, чтобы добраться до машины
– авто открывается с помощью приложения (все необходимые документы и ключ замка зажигания лежат внутри)
СКАЗАНО
«У нас в неделю примерно 300 новых машин каршеринга появляется в Москве. И всего до конца года мы ожидаем 15 тысяч. Зона действия арендованных машин сначала была до МКАД, теперь до аэропортов. И насколько я знаю, часть компаний работает и в крупных городах Московской области. Я думаю, этот процесс не за горами, и каршеринг, конечно, там будет в полном объеме. Более 80 процентов людей, которые используют машину каршеринга, это те, кто пересел с личной машины. По статистике, которую мы собираем, одной машиной каршеринга в день пользуются от пяти до семи человек».
(Максим ЛИКСУТОВ, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, – на радиостанции «Говорит Москва», 3 октября 2018 года.)
КСТАТИ
Каршеринг электромобилей в Москве: Плюс электромобилизация всей страны
В столичном прокате появились электромобили. В последнее время все только и говорят о транспорте на аккумуляторах, которые есть в каршеринге электромобилей в Москве (подробности)
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.