Большинство россиян хотели бы, чтобы их дети начали зарабатывать со школьной скамьи
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос об отношении россиян к возможности для подростков получить первый опыт работы до достижения совершеннолетия. Подавляющее количество респондентов (83%) высказались за то, чтобы подростки начинали трудовую деятельность до 18 лет. Три четверти россиян сами начали работать до достижения совершеннолетия, уточнили социологи.
Читайте также:
Однако самих подростков социологи не спросили, хотят ли они работать? Лица младше 18 лет в опросе не участвовали. Почему — корреспондент «КП» спросил у директора ВЦИОМ Валерия Федорова.
– Для того, чтобы опрашивать людей младше 18 лет нужно особое разрешение правительства, – ответил социолог.
Вот так у нас сейчас берегут молодежь от стрессов. Кстати сам социолог рассказал, что он начал работать в возрасте 16 лет. Точно так же, как от стрессов при опросе, государство бережет молодежь и от раннего трудоустройства.
– По моей оценке среди людей младше 18 лет работают менее 10%, – сказала «КП» старший аналитик Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. – Люди подросткового возраста — это школьники, поэтому как правило они устраиваются только на сезонную работу в летние каникулы. Но главное в том, что работодатели боятся брать несовершеннолетних. У меня тоже есть подросток, которому 16 лет, и он очень хочет работать, но его никуда не берут. Более того, отдавать подростков на работу боятся и сами родители. В нашей стране сложилась такая практика, что если человек младше 18 лет начинает работать, то к нему могут просто прийти органы опеки. И спросить, почему ребенок работает, если обязанность родителей его содержать. И этот разговор может зайти куда угодно — вплоть до лишения родительских прав.
Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский начал работать, как и большинство людей его поколения, в 15 лет. И он тоже полагает, что избыточная забота защищают права молодежи, а только замедляют процесс взросления.
– Существует большое количество ограничений: и по режиму работы, и по отраслям, – сказал «КП» сенатор. – Подростков нельзя вовлекать в машиностроение, судостроение, крупное строительство. Поэтому они, в основном, работают курьерами, в сфере услуг и питания. Когда я был подмосковным школьником, то я себе на футбольный мяч зарабатывал тем, что брал тяпку и обрабатывал грядку в подсобном хозяйстве.
По мнению политика, нужно возрождать систему УПК (учебно-производственных комбинатов) при школах. В былые времена один раз в неделю старшеклассник проводил один день в неделю в УПК: и профессию получал, и денежку какую-то зарабатывал. А учили там, в основном, мальчиков — на слесарей и токарей (чего сейчас с несовершеннолетними делать нельзя), а девочек — на швей и поваров.
– К сожалению, с реформой школьного образования система УПК погибла, – резюмирует сенатор. – А вместе с этим уникальным способом трудового обучения у подростков сократилась возможность для трудоустроиться.
Вернемся к социологическому опросу ВЦИОМ. Раньше свой первый заработок в стране люди часто получали в возрасте 13-15 лет (такой ответ дали 35% опрошенных). Только каждый четвертый приступил к трудовой деятельности после 18 лет. Зато каждый двадцатый – добыл копеечку раньше 10 лет. Это, пожалуй, по меркам мирного времени чересчур. Но можно констатировать – россияне, в целом, не против если их дети начнут подрабатывать, начиная со старшей школы. И даже объясняют почему: чтобы помогали семье (37% ответов), чтобы уважали чужой труд (27%), чтобы не шатались на улицах и не сидел в смартфонах (18%).
КАКОЙ БЫЛА ПЕРВАЯ РАБОТА РОССИЯН
Топ-6 самых популярных ответов:
Уборка урожая (работа в колхозе) – 14%
Рабочий на заводе – 8%
Торговец на рынке – 7%
Грузчик – 5%
Строитель – 4%
Дворник – 4%
ВОПРОС ДНЯ
А вы как свой первый рубль заработали?
Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер КПРФ:
– В сельской школьной бригаде у нас в Орловской области. Там как было? 10 ведер картошки в поле соберешь – десятое ведро твое. Потом собирали макулатуру. А еще металлолома было много, война же прополыхала. Так что первых рубликов мне хватало.
Владимир ШАХРИН, музыкант, группа «Чайф»:
– С 8-го класса я работал в детсаду дворником, получал 60 рублей. Хорошая пластинка в те времена стоила от 60 до 90 рублей. И я их покупал. На все деньги! А после строительного техникума я искал работу на стройке и нашел – монтажником. Можно сказать, нашел себя.
Владимир ВОЕЙКОВ, генерал-майор, доктор технических наук:
– Учеником 8-го класса в Брянске. Были летние каникулы. Отец сказал: «Хватит на шее сидеть. Будешь на станции доски из вагонов разгружать!» Разгрузка закончилась уже ночью, я там так и заснул на досках. Начальник склада разбудил и сунул в руку три рубля. Дома я рухнул в койку, даже не раздевшись. Отец утром сказал: «Вот так пролетариату деньги достаются, сынок»…
Герман КЛИМЕНКО, председатель совета Фонда развития цифровой экономики:
– В школе решал задачи на уроке математики за 15 – 20 копеек, а потом я стал курсантом в ВИКИ имени Можайского и с простыми подработками было сложно, но редко и по ночам грузили овёс на пивном заводе.
Амаяк АКОПЯН, иллюзионист:
– Первый раз я заработал не рубль, а три! Было это на детском утреннике. Вообще-то там папа мой, Арутюн Акопян, показывал фокусы. Потом у меня спросили: а ты можешь? Я говорю: да! Мы тебе, говорят, рубль дадим. А я: нет, давайте три! Деньги вперед! Ну, мне выплатили гонорар. Я исполнил армянские частушки и простейший трюк с исчезновением матрешек. Мне было шесть лет.
Юрий Васильевич КРУПНОВ, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития:
– В 11 лет на птичнике заработал за 3 недели 10 рублей. Ловил кур, которые не желали идти в загон.
ИСТОЧНИК KP.RU
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.