Как сохраняют заповедные места в самом сердце Рублевки
Не все нужно говорить словами – так считает матушка Варвара, хранительница усадьбы Дунино. Словом, конечно, останавливали солнце и защищали города, но иногда тяжести слова достаточно, чтобы нарушить хрупкое равновесие, поколебать систему, чтобы все сберегаемое годами рухнуло.
Читайте также:
Потому-то, когда мы, ведомые постом Фейсбука «В Дунино все плохо», приехали в Дунино, в музей Пришвина, нам ответили: «Все хорошо».
ПО СОСЕДСТВУ С ПУГАЧЕВОЙ
Пойма реки такая, какой ее видел еще Пришвин. Незастроенная, первозданная, несмотря на то, что земли тут – по цене золота. Когда в 1946 году писатель купил развалины домика, где в войну располагался госпиталь, он, конечно, не догадывался о будущем этих мест. Например, о том, что свою «палестинку» он обоснует на элитнейшей Рублевке, а через несколько метров от его дома, за речкой, в деревне Грязь, поселится сама Примадонна с мужем и детьми…
«Погодите, вот придет время, и все будут на машине ездить, и только самые богатые будут располагать временем ходить пешком», – говорил Пришвин. Это время еще не пришло, но мы шли сюда, как пришвинские «богатые». Топали мимо сосен и елей, мимо пятиметровых заборов, ограждающих чьи-то дачи. Грибы: подберезовики, шампиньоны, красные сыроежки и зонтики прыгали по дорожкам как котята, просились в сумку. Больше всего старались мухоморы и наводили на размышления, а ел ли их Пришвин.
(- Не ел! – авторитетно заявила матушка Варвара. – Мы недавно издали полное собрание тайных дневников. Там про мухоморы ничего не сказано. Пришвин ими только любовался.)
«НАШИ ПАВШИЕ, КАК ЧАСОВЫЕ»
В годы войны здесь проходила линия обороны Москвы, и, как говорят местные, военных находок до сих пор обнаружили куда меньше, чем осталось лежать в земле.
На Дунинском кладбище с военным мемориалом, возле строящейся церкви необычной архитектуры, повстречали командира поисково-спасательного отряда «Китежъ» Антона Кузнецова. И он рассказал, что за церковью волонтеры «Китежа» обнаружили другое кладбище. Очень древнее, может быть, вятичей, может быть, кривичей. Нашли случайно: исследовали окопы, оставшиеся после войны и прямо под ними наткнулись на захоронение.
Бойцы, защищавшие Москву, сами не знали, что лежали и окопах не одни.
Как пел Высоцкий, «наши мертвые нас не оставят в беде».
ПОКРОВИТЕЛЬ НЕБЕСНОГО ВОИНСТВА
Может быть, действительно не нужно ничего писать. Пойма реки по-прежнему остается незастроенной. И линия горизонта – высокая, как на картинах Нестерова. И березка на овраге, в том месте, где за день до наступления Красной Армии погибли Боря и Шурочка Панфиловы, растет.
И матушка Варвара, монахиня, выглянувшая из дома Пришвина, едва ли не прекраснее всех. Когда-то, много лет назад, когда матушка Варвара, была еще девушкой Натальей, она пришла в Дунино, где после смерти Пришвина жила, работала и вела литературный кружок жена писателя, Валерия Дмитриевна Лиорко.
Эта встреча во многом предопределила судьбу Натальи, да и самой усадьбы тоже.
Не жалуясь и не посвящая в местные сложности, она повела нас за собой. Показала тропинки в лесу, по которым ходил певец русской природы, и пришвинскую скамейку, и куст незабудок – любимый цветок писателя. «Народный цветник», на котором каждый местный житель высадил свое растение, и, конечно, часовню Михаила Архангела, покровителя небесного воинства, поставленную в защиту здешних мест.
Вокруг усадьбы полно народу. Строгали доски мужчины, мама с дочкой чистили противотанковый еж. Старичок с двумя внуками сидел на берегу и жевал яблоки, задумчиво глядя вдаль.
«31 июля представители Одинцовского отделения Всероссийской организации «Боевое братство» совместно с поисковым отрядом «Китежъ» провели полные реконструкционные работы на линии обороны города Москвы», – написали на следующий день местные газеты.
В пойме Москвы-реки, где полки Красной Армии остановили фашистов, получилась настоящая мемориальная зона. Волонтеры и активисты восстановили вдоль береговой линии оборонительные укрепления, окопы, блиндажи, наблюдательные пункты, землянки и доты… Причем без привлечения государственных денег, благодаря неравнодушию местных жителей.
«Господи, здесь мы победили врага. Даруй нам победить самих себя», – гласит надпись на памятном кресте, установленном на месте линии обороны.
– От немцев эту землю отстояли и от застройщиков отстоим, – уверенно говорит матушка Варвара.
Не верить ей нет оснований.
НА ЗАМЕТКУ
Как добраться
От ст. м. «Молодежная» на автобусе № 121 едете до конечной остановки «Лесные дали» (билет 105 рублей). И дальше пешочком – в Дунино. На дороге присутствуют указатели и местные жители, которые любезно подсказывают путь. Не заблудитесь. Но вопреки сообщениям сайтов (20 минут), идти довольно долго – не менее часа. Возможно, и быстрее, если, как мы, не будете глазеть по сторонам и останавливаться у каждого гриба.
Что посмотреть
Билет в музей Пришвина – 200 рублей. Милая дача из четырех небольших комнаток. С личными вещами писателя и домочадцев. Скромно, уютно. В саду яблони гнутся от тяжести налива. Можно посидеть на лавочке. Все по-домашнему.
Где перекусить
Еду захватите с собой. Рублевка – место дачное, жилое, а не туристическое. На берегу Москвы-реки есть площадки для шашлыка – лавочки, столы и мангалы.
Матушка Варвара просветила, что здесь отличная рыбалка. Ловят щуку. Рыбаков не видели. Но в следующий раз непременно берем детей и удочки.
ИСТОЧНИК KP.RU
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.