Опера Рихарда Штрауса признана кощунственной
9 и 10 сентября в Большом театре оперы и балета Республики Беларусь должна была состояться премьера оперы «Саломея» Рихарда Штрауса в постановке главного режиссера театра Михаила Панджавидзе. Накануне премьеру отменили по решению Министерства культуры республики Белорусь. Вернее – перенесли на конец октября. Мотивация сногсшибательна: светская (!!!) правительственная структура сочла опасным показ спектакля накануне скорбной церковной даты – дня усекновения Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Читайте также:
Все началось 1 сентября, когда группа православных активистов из разных белорусских городов, обратилась с гневным письмом к главе администрации президента республики, прокурору и членам Священного Синода с следующим требованием: «… не допустить оскорбления религиозных чувств православных граждан Республики Беларусь, глумления над памятью Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, запретить премьеру оперы «Саломея» и ее дальнейший показ, внести коррективы в идеологию государства и деятельность Министерства культуры по недопущению и впредь постановок подобных «шедевров», несущих угрозу духовной безопасности Беларуси и единства нации, а также инициировать принятие Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в статью 130 Уголовного кодекса Республики Беларусь и отдельные законодательные акты Республики Беларусь в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» по примеру братской России».
К письму инициаторы приложили некое культурологическое исследование, из которого совершенно очевидно: произведение Рихарда Штрауса, написанное более 100 лет назад на основе пьесы Оскара Уайльда, сочиненной им еще раньше, признанное шедевром мировой оперной классики, ставящееся в оперных театрах всего мира, в том числе, в «братской России», на самом деле является «кощунством», «богохульством», «глумлением», «дерзким антихристианским деянием», «оскорблением религиозных чувств верующих» и, наконец, «уголовным преступлением».
Ну а коль скоро уголовное дело, то надо сажать. К своему разочарованию, борцы за духовность обнаружили, что писатель (которому, разумеется, припомнили его неправильную сексуальную ориентацию) и композитор, который посмел взять подобную пьесу в качестве основы своей партитуры, давно уже уголовной ответственности не подлежат. А потому взялись за живого режиссера Михаила Панджавидзе. В обращении к прокурору четко сформулировано: возбудить в отношении главного режиссера Национального Академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Михаила Панджавидзе уголовное дело по ст. 130 Уголовного кодекса РБ. А в обращении к высшим иерархам церкви содержится по-христиански всепрощающая просьба предать режиссера и всех участников спектакля анафеме.
Конечно, можно было бы не обращать внимание на все это мракобесие, если бы оно не имело последствий. Реакция властей последовала незамедлительно.
Была создана комиссия, в которую вошли порядка двадцати авторитетных деятелей культуры республики, в том числе, худруки и главные режиссеры ведущих минских театров, а также иерархи православной церкви. Они посмотрели спектакль Михаила Панджавидзе и приняли единогласное решение: спектакль рекомендовать к показу. Потому что никакого кощунства, глумления над христианскими святынями и оскорбления чувств верующих в нем нет. Казалось бы, на этом все? Не тут-то было. Министерство культуры не удовлетворилось экспертным заключением и выдало свое решение: спектакль …. ну, не отменить, конечно. Но – перенести на конец октября. Когда православные, Бог даст, позабудут про день усекновения Предтечи, и сюжет «Саломеи», каким-то мистическим образом, перестанет быть кощунственным. Абсурд? Не то слово! Самое нелепое в этой ситуации, что инициатива переноса спектакля идет именно от Министерства культуры – светского государственного института, в компетенции которого – сохранять памятники культуры, а не уничтожать их. Чем руководствовались чиновники, принимая столь нецивилизованное решение? Это было их собственное мнение или они посоветовались с кем-то из церковников? По крайней мере, можно быть уверенными, что им не удалось дозвониться в небесную канцелярию, ибо иначе им бы объяснили, что судить великих художников, коими являются и Штраус, и Уайльд, уж точно не в чиновничьей компетенции.
Подобный трагифарс, пожалуй, не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Параллели с новосибирским «Тангейзером» здесь вряд ли безусловны: там претензии предъявляли к режиссеру, который сознательно исказил авторскую концепцию Вагнера. Хотя суть этих претензий тоже сводилась к святотатству, а не к режиссерскому произволу. Но здесь и вовсе объектом возмущения стала сама классическая опера, «неверно трактующая Библию», а не ее конкретная постановка. Но сколько подобных претензий можно предъявить мировым шедеврам искусства? Бессчетное количество.
Конечно, поведение министерства культуры Белоруси, которое взяло на себя ответственность за перенос премьеры, весьма странно. Оно провоцирует на сомнения: а может быть, причина отмены спектакля вовсе не в небесных мотивах? А самых что ни на есть земных? И вся эта трагикомическая история с наездом на Рихарда Штрауса и Оскара Уайльда лишь прикрытие, для того, чтобы решить кадровые вопросы в Минском Большом театре?
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.