Wenhuibao: российское кино тщетно пытается достичь советских высот
Советский кинематограф перестал существовать вместе с распадом СССР, и его былую славу уже не вернуть, пишет китайский исследователь в статье для Wenhuibao. В современной России на кино выделяются немалые средства, но качественных фильмов сейчас крайне мало. Страна почти не представлена на мировом рынке кино, в прокате лучше всего принимаются фильмы в голливудском стиле, а вопрос о том, как выразить на киноплёнке российское мировоззрение, по-прежнему остаётся открытым.
Старшее поколение китайцев хорошо знакомо с классикой советского кинематографа и такими фильмами, как «Дневник Глумова» Эйзенштейна, «Ирония судьбы» Рязанова или «Иваново детство» Тарковского, пишет Wenhuibao. Однако начиная с 80-х годов прошлого века хоть сколько-нибудь выдающихся советских или российских фильмов стало появляться всё меньше.
Иногда российские киноленты выходят в прокат, но их очень мало, а реклама оставляет желать лучшего. Для китайских зрителей подчас единственным шансом попасть на сеанс российского кино является посещение Шанхайского международного кинофестиваля, однако в этом случае им приходится поспешить, чтобы успеть купить билет, а потом побегать между кинотеатрами города, в которых показывают соответствующие фильмы.
В интернете российских фильмов также очень мало. На китайских сайтах кино они не пользуются большой популярностью, а комментарии к ним оставляют молодые любители кино, мнящие себя экспертами после просмотра единственного фильма. Поэтому автор статьи Ван Цижань как исследователь российской культуры решил просветить читателей, как в действительности проходило становление современного российского кинематографа.
По его словам, реформирование советского кино началось ещё до распада СССР: идейные изменения вступили в силу после Х съезда Союза кинематографистов в 1986 году, после которого в стране впервые появилось коммерческое кино. В 90-е годы начался упадок российского кинематографа, продлившийся до 2001 года.
Распад Советского союза привёл к прекращению существования кинематографа, пишет Wenhuibao. Кинотеатры переделывались под рынки, по телевизору показывали дешёвые сериалы, а в переходах продавали пиратские кассеты с зарубежными фильмами. Новой бедой для российского кинематографа стал кризис 1998 года. В то же время, в России появилось множество частных киностудий, которым порой удавалось выпускать фильмы, уже ставшими классикой. В качестве примера автор статьи называет «Анкор, ещё анкор» Петра Тодоровского, «Вор» Павла Чухрая, «Ширли-мырли» Владимира Меньшова, а также «Брат» и «Про уродов и людей» Алексея Балабанова.
Затем в начале 2000-х годов российское правительство решило использовать кино как один из способов содействия социально-экономическому развитию, продолжает издание. В стране начали появляться компании, в основном снимавшие фильмы для телевидения и малобюджетные сериалы. На рубеже веков особой популярностью пользовались криминальные сериалы, такие, как «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитский Петербург». Для женской аудитории транслировались такие сериалы, как «Обручальное кольцо» или «Кармелита».
В 2007 году на экраны вышел первый российский фильм в формате 3D, однако кассовые сборы не оправдали ожиданий — российские зрители начали активно посещать киносеансы в данном формате лишь с 2010 года.
По информации издания, кассовые сборы со всех российских фильмов, выпущенных в период с 2001 по 2015 год, составили $1,78 млрд. Рекордсменом стал «Сталинград» Фёдора Бондарчука, выпущенный в 2013 году и собравший в прокате $68 млн. Самым дорогим считается фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2: Цитадель», на который было потрачено $45 млн. Однако в прокате он собрал всего $1,5 млн, что соответствует одной тридцатой от расходов на его съёмку.
Российский кинематограф стал, в целом, более прибыльным, чем советский, но и сейчас ситуация в нём не лучшая, утверждает китайский исследователь. Правительство ежегодно выделяет крупные суммы на развитие российского кино. Так, в 2016 году режиссёры получили из государственных фондов 5 миллиардов рублей. Тем не менее, по-настоящему качественные фильмы можно сосчитать по пальцам, отмечает Wenhuibao.
Анализ всего современного российского кино показал, что лучшие сборы приносят фильмы, снятые в исконно голливудских жанрах. Это боевики, фильмы-катастрофы, научная фантастика. Например, в Китае показывали фильмы «Метро» и «Экипаж», снятые в традициях немецкого и французского кино. В 2015 году премию «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» получил «Левиафан» Андрея Звягинцева. В качестве ещё одного фильма, знакомящего зрителей с российской реальностью, автор статьи называет «Дурака» Юрия Быкова.
Как отмечает издание, в наши дни люди стали меньше читать и больше смотреть кино. Они смотрят кино в самолётах, поездах и метро на мобильных телефонах. Это огромный рынок, на котором Россия не занимает практически никакого места. Об этом говорил, в частности, российский режиссёр и генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, выступая с докладом в Госдуме. По его словам, кино воздействует на мировоззрение и формирование личности человека, имеет огромное идеологическое влияние. «И мы эту борьбу проигрываем, — отметил Шахназаров. — В искусстве обязательно должна быть идея, а значит — идеология».
Былую славу советского кинематографа уже не вернуть. Современный российский кинематограф существует уже почти 30 лет, и этап его становления миновал. Однако вопрос о том, как запечатлеть на плёнке российский образ мысли, по-прежнему остаётся открытым, заключает Wenhuibao.
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.