Кашу из топора приправили пометом и политикой
«Русский пафос как удивительная способность возвышать дерьмо до гармонии и низводить гармонию до дерьма — по настроению» — эту фразу из описания выставки «Небесный Иерусалим» Василия Слонова наглядно иллюстрировало радикальное прокремлевское движение SERB в минувшую среду. Активисты устроили скандал на новом проекте красноярского художника на «Винзаводе»: одни работы затоптали и облили уксусом, смешанным с пометом, другие вынесли и сдали в полицию вместе с заявлением на автора. Теперь Слонова обвиняют по уголовной статье (319‑й) в оскорблении представителя власти. В лице Владимира Путина.
Читайте также:
Это фарс по Канту. Про совесть и свободу, космос и закон, топор и траекторию русской жизни. С чего он начался, как переместился из философского в правовое поле и чем закончится? Давайте обо всем по порядку. Во вторник на «Винзаводе» состоялся вечер вернисажей — сразу несколько галерей открылось новыми выставками. Иван Новиков (Pop/off/art), Екатерина Муромцева (галерея ХL), Александр Савко («Файн Арт»), Виктор Скерсис и Татьяна Шерстюк, петербургская группа «Север‑7» (галерея Владимира Овчаренко). Однако наибольший резонанс получила выставка «Новый Иерусалим» Василия Слонова в галерее «11.12». Впрочем, в день премьеры ничто не предвещало скандала. Кто-то снимался на фоне торчащих из пола вил, зубья которых превращены в слова love и sex.
В среду около двух часов дня в галерее появились четверо мужчин и одна женщина, которые с криками «вы оскорбляете русский народ, мы не ватники!» начали топтать экспонаты, а потом выплеснули на них вонючую жидкость. От запаха стало плохо сотруднице галереи — ей вызвали скорую. Вандалы прихватили несколько работ и отправились в полицию. Галерист Шаров поспешил в полицию разбираться: активистов он обвиняет не только в порче имущества, но и в краже: не все экспонаты Слонова нашлись в правоохранительных органах. А ущерб от действий активистов предварительно оценивается в 25 тысяч евро.
Собственно, о чем выставка? Кому она не угодила и чем? Ответственность за инцидент взял на себя так называемый «Юго-восточный блок» (SERB — South East Radical Block). «Блок» этот продвигает традиционные ценности и провластные идеи посредством обливания оппонентов зеленкой, мочой и фекалиями. Жертвы радикалов писали заявления в полицию, но это пока ни к чему не приводило. Лидер движения, малоизвестный актер Игорь Бекетов (псевдоним Гоша Тарасевич) на странице в соцсети SERB заявил, что «антироссийская выставка» оскорбляет «весь народ России, славную историю России и наше русское православие».
Впрочем, сибиряку с длинной остроконечной бородой Василию Слонову к скандалам не привыкать. В 2013‑м его выставку Welcome! Sochi 2014 запретили в Перми: чиновники сочли ее русофобской и порочащей Олимпиаду. Поводом стали плакаты с изображениями Чебурашки в образе монстра, олимпийских колец в виде петель виселицы, Сталина с вампирскими клыками, скрывающегося под маской олимпийского Мишки. Однако на выставке «Новый Иерусалим» все не так жестко.
Центральная инсталляция «Звездочет» изображает человека, наблюдающего вечность через телескоп. Пол вокруг деревянной скульптуры покрыт щепками (теперь зловонными). Образ связан с Иммануилом Кантом, философом и астрономом, которого, как пишет Слонов, удивляли две вещи: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас. «За два столетия с его (Канта. — М.М.) смерти звездное небо стало человечеству чуть ближе и чуть понятнее. Можно ли то же сказать про закон?» — задается вопросом автор. Ответ вышел красноречивый. Каждая работа ставит перед зрителем выбор: космос внутренний или внешний, любовь или секс, жизнь или смерть.
Говоря о внутреннем мире человека, Слонов обращается к Библии. Вот инсталляция из топоров: их девять, как заповедей в Нагорной проведи. На ручках — слова из Писания, на лезвии — созвездие. Образ топора напоминает, с одной стороны, об известной сказке про русскую смекалку, с другой — об идеях Достоевского: есть сотни причин зарубить старушку и расколоть свой мир на «до» и «после», но пути назад уже не будет. Слонов приходит к выводу, что русскому человеку ближе выбор Раскольникова. «Траектория русской жизни — кривая, каждая точка которой задана новой функцией. Сегодня это может быть «жизнь за Родину», завтра — «работать и зарабатывать», послезавтра — «всех убью, один останусь», через год — «прими, Господи, раба своего» — бег по лезвию топора как основа национального многоборья», — рассуждает художник. Топоры пострадали от рук вандалов больше всего — запах въелся в дерево.
Другая работа, оказавшаяся в центре скандала, изображает череп и «человека, напоминающего Путина». Еще на одной — Гагарин, и тоже с черепом вместо лица: «Мы живем в своем лукоморье: народ, первым запустивший человека в космос, но не покинувший дощатые сортиры…». Кроме изображения «Путина» активисты вынесли из галереи несколько небольших объектов — игрушечных медведей в ватниках с плакатами в лапах. Текст на них такого содержания: «Могущество России антиматерией прирастать будет» или «Протоплазма «Земля Русская». Смысл, как в «Монстрациях», абсурдистский. Собственно, как все содержание проекта, где автор рассуждает о свободе совести, и последовавший за ним антизаконный перформанс активистов.
Каков результат? Как ни парадоксально, оппоненты оказали друг другу услугу — теперь и о художнике, и о нападавших будут говорить. Много ли, мало ли, плохо или хорошо, но будут. Пострадавшему художнику уже посыпались сообщения с поддержкой западного арт-сообщества: теперь он превратится в жертву «путинского режима». Для власти такая услуга медвежья.
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.