З0 лет назад советский космический корабль «Буран» совершил свой первый и последний полет
Космический корабль «Буран» – и гордость, и проклятие советской космонавтики.
Читайте также:
Гордость – потому что смогли, сделали. И мощнейшую ракету «Энергия», и сам челнок – умный, красивый, способный летать в отличие от американского шаттла в полностью автоматическом режиме. Да еще и умеющий спасать экипаж на любом этапе полета, чего США организовать на своих челноках не удалось.
Проклятие – потому, что этот проект иссушил и космическую программу СССР, и стал одним из наиболее болезненных ударов по экономике тогдашней страны.
На «Буран» в ценах начала 1992 года было потрачено 16,4 млрд. рублей. На БАМ немногим больше – 17,7 миллиарда. Только вот БАМ работает, оживляя сибирские и дальневосточные регионы. А деньги, вложенные в «Буран», словно испарились в безвоздушном пространстве.
Я как-то по этому поводу спорил с Игорем Волком, знаменитым летчиком-испытателем, космонавтом, командиром «Волчьей стаи» – отряда пилотов, учивших «Буран» летать (Игорь Петрович ушел из жизни в прошлом году, ему было 79 лет).
– Ты не понимаешь! – сердился Волк. – «Буран» дал возможность оснастить тысячи заводов новой современной техникой. Дал толчок развитию новых отраслей!
Все так. Но наступал конец 80-х, а за ними бедные 90-е. И новые космические технологии оказались не нужны. Помню, как в 2000-х ходил по тусклым, обветшалым коридорам знаменитого института, где придумали уникальные материалы для не боящихся плазмы плиток, которыми был обклеен «Буран»…
Космическое оружие
«Буран», понятно, – попытка ответа на американскую программу Space Shattle.
В Москве в 70-е годы ХХ века нервно наблюдали за развитием космической программы США и, конечно же, предполагали самое неприятное – использование челноков для войны. Американцы собирались строить целый флот шаттлов и хотели, чтобы они сновали на орбиту и с орбиты с частотой круизных лайнеров – до 60 стартов и приземлений в год. А зачем? Грузоподъемность шаттла – под 30 тонн. Какие такие грузы они будет возить в космос и обратно? Не ядерное ли оружие? Не будут ли они похищать советские военные аппараты?
Кстати, эти фантазии неожиданно воплотились в сюжете недавнего художественного фильма «Салют-7». Кто смотрел – помнит. Сценаристы решили, что починить советскую орбитальную станцию космонавты должны были побыстрее, потому что запущенный США шаттл уже летел, чтобы украсть «Салют», спрятав в грузовом отсеке…
Это сейчас мы знаем, что американцы построили всего шесть челноков. Два из них погибли вместе с экипажами – в 1986 году при взлете и в 2003 году при посадке. А в 2011 году программу и вовсе закрыли – слишком дорого (пуски уже обходились по 500 млн. долларов), опасно и неэффективно. У нас к концу 80-х было построено два летных корабля.
– В 1988-м, когда было решено отправить «Буран» в первый полет, у меня сложилось впечатление, что наверху очень хотели, чтобы он закончился неудачно, – рассказывал мне Игорь Волк.
– Почему? Столько денег было потрачено…
– Это тогда был наиболее простой способ закрыть программу. Я уверен, в те годы никто не собирался создавать многоразовую космическую систему. Валентин Глушко (в то время генеральный конструктор НПО «Энергия». – Ред.) делал ракету-носитель «Энергия». Глеб Лозино-Лозинский (генеральный конструктор НПО «Молния». – Ред.) – один из видов нагрузки для этой ракеты – «Буран». Авиационная концепция корабля не совпадала с концепций Глушко. Системы не было. «Буран» разрабатывался, а грузы под него – нет. Ни на один спутник, который мог бы быть выведен с борта «Бурана», не было выдано даже технического задания.
«Полет челнока был показухой»
Необходимое отступление. Сейчас многие восхищаются способностью ракет Илона Маска Falcon 9 возвращать первые ступени на Землю для повторного старта. Советская «Энергия» еще в 80-х годах прошлого века проектировалась так, чтобы была возможность ее многоразового запуска.
– Первый и единственный полет «Бурана» в 1988 году был показухой, – жестко резал Волк. – Система управления, с которой он летал, совершенно не соответствовала тому, что было необходимо для полетов человека. Он не случайно сделал только два витка, хотя поначалу планировалось, что «Буран» пробудет в космосе сутки. Боюсь, что в этом случае автоматика не смогла бы его посадить.
Впрочем, по поводу полета «Бурана» есть и другое мнение – инженеров. Американцы сажали шаттл вручную. Поэтому в экипажах всегда были по два пилота. Наша система уже в 80-х годах способна была управлять сложной техникой автоматически. Во время полета «Буран» попал в тяжелые метеоусловия, под шквальный ветер. Связь на некоторое время была потеряна, на Земле даже думали подорвать секретный объект. Но автоматика развернула корабль и потом вывела его точно к взлетно-посадочной полосе космодрома Байконур. Правда, на всякий случай приземляющийся корабль сопровождал истребитель-перехватчик МиГ-25 Магомеда Толбоева…
«Волчья стая»
Очень странными, фатальными кажутся сейчас судьбы первых пилотов, которых набрали, чтобы научить «Буран» летать. Летчиков-испытателей начали набирать в 1978 году. Командиром группы назначили Игоря Волка – он уже принимал участие в испытаниях советского крылатого космоплана «Спираль».
– Группа создавалась при Летно-исследовательском институте (ЛИИ) в Жуковском. Мой заместитель Толя Левченко согласился войти в нее без всяких оговорок, – вспоминал Волк. – Потом из ЛИИ пришел Олег Кононенко. По его поводу мне устроили разнос – он же вертолетчик, а не истребитель. А я считал: главное, что у Олега был царь в голове.
С остальными оказалось сложнее. Из 500 летчиков, подавших заявление на «Буран», медкомиссию прошли только девять. Причем некоторых претендентов вообще после нее списали с летной работы. Поэтому опытные испытатели не очень стремились проходить комиссию – можно было лишиться и того, что есть.
И вторая причина: ребята не понимали, когда «Буран» полетит, боялись, что их снимут с испытаний других типов самолетов.
– Но вы же уговорили войти в группу еще двух асов – Станкявичюса и Щукина…
– Римантас Станкявичюс был боевым летчиком, участвовал в военном конфликте с Израилем – летал на самолетах арабов. А еще был очень музыкальной натурой – играл на саксофоне, аккордеоне и кларнете. Александр Щукин был своего рода оригиналом. Он увлекался частотой звука. У него слух был такой, что он слышал любую фальшивую ноту.
Первую пятерку бурановских испытателей и в глаза, и за глаза стали называть «Волчьей стаей».
Уходили один за одним
– Первым погиб Олег Кононенко. 1980 год. Он отрабатывал взлет самолета с повышенной нагрузкой с борта авианосца. Самолет должен был взлететь не вертикально, а с разбега. В какой-то момент сопло двигателя должно было развернуться, чтобы самолет набрал высоту. Сопло не развернулось. Самолет упал в море. Олег мог катапультироваться, но этого не сделал – до последнего пытался спасти машину, – рассказывал мне Волк.
Анатолий Левченко в 1987 году летал на станцию «Мир». Этот полет был важен в первую очередь для медиков: нужно было понять, сможет ли пилот после работы в невесомости адекватно пилотировать «Буран» (хотя системы были автоматическими, предполагалась возможность и ручного управления челноком). Понятно, что испытателя врачи обследовали очень придирчиво. Но через пять месяцев после возвращения из космоса у Левченко развилась опухоль головного мозга, пилот быстро сгорел.
Через 12 дней после смерти Левченко погиб Александр Щукин. Он выполнял тренировочный полет на спортивном Су-26. Самолет вошел в почти плоский штопор и не вышел.
А в 1990-м под Венецией разбился Римантас Станкявичюс. Это был показательный полет нового Су-27 для итальянцев. Поначалу выполнять его должен был другой пилот. Но полететь не смог. Срочно вызвали Римантаса. Он вошел в петлю Нестерова на небольшой высоте, и ее не хватило, чтобы вывести самолет.
Из «стаи» остался один…
P. S. По планам того времени после еще нескольких испытательных полетов в 1994 году должен был состояться первый старт «Бурана» с космонавтами на борту. Корабль планировали состыковать со станцией «Мир». Пилотировать его должен был Игорь Волк.
Но в 1992 году Российское космическое агентство приняло решение о прекращении всех работ по программе. С «Миром» состыковался другой челнок. В 1995 году к российской станции «Мир» причалил американский шаттл «Атлантис».
ВЗГЛЯД
Их подкосила подковерная борьба
– Игорь Петрович, летчики, как и космонавты, люди суеверные. Как бы вы объяснили такой скоропостижный уход практически всех испытателей первого набора? – дважды в разные годы спрашивал я у Волка.
– В принципе нас нужно было выводить из состава ЛИИ. У нас с другими летчиками института были слишком разные условия. Обмундирование, питание, поездки в отпуск за счет государства. Испытателям ЛИИ тоже хорошо платили. Но все-таки разрыв был заметным. И это, конечно, вызывало и зависть, и обиду. В какой-то момент на нас пошло наступление – не давали полеты. Тогдашний начальник Центра подготовки космонавтов Шаталов считал, что нам не надо летать в испытательные полеты, мы и так хорошо получаем. Но мы же видели, что дело с «Бураном» отодвигается все дальше и дальше. А без неба мы не хотели оставаться.
В общем, началась подковерная борьба. По «Бурану» нас задействовали все меньше, а других полетов почти не было. Только что ты был нарасхват, а теперь ты не ко двору в своем ЛИИ. Мы чувствовали себя ненужными. Такое вот настроение. А как с таким настроением летать? Думаю, это одна из причин, почему погибли Щукин и Станкявичюс.
Наша страна всегда славилась людьми талантливыми и неординарными. Некоторым из них суждено было стать двигателями и душой своей эпохи. Циолковский, Кибальчич, Сикорский,Королев – эти фамилии каждый из нас знает со школьной скамьи. «Великие Умы России» – серия Издательского дома «Комсомольская правда», которая знакомит читателя с судьбами наших соотечественников, изменивших научную мысль, совершивших на разных этапах революцию в самых различных областях научного знания – от математики до космонавтики.
Книги серии «Великие Умы России» можно приобрести на сайте shop.kp.ru а также в фирменном магазине «КП» по адресу Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1.
12+ АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781.
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.