9 ноября – 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева [видео]
«Тут не случилось великой битвы, нет на этом месте ни деревянных, ни каменных древностей, – писал журналист «Комсомолки» Василий Песков. – Луг этот похож на тысячу других российских лугов. И все-таки луг необычный…»
Читайте также:
Пятеро ребятишек в середине 19 века сторожили здесь чудесной июльской ночью деревенских коней. К костру вышел заблудившийся в перелесках охотник Тургенев. Посидел, послушал их незатейливую беседу о русалках, водяных, леших.. И написал рассказ, после которого Бежин Луг стал одним из символов России.
СЦЕНАРИСТ-ЧЕКИСТ
– Пятнадцать лет назад мы с Песковым побывали на Бежином лугу, – вспоминает писатель, главный редактор семейного журнала о природе «Муравейник» Николай Старченко, большой знаток жизни и творчества Тургенева. – «Представляешь, Коля, – взволнованно сказал Василий Михайлович, – те тургеневские мальчишки выросли, у них родились дети, потом внуки-правнуки, их потомки живут сейчас в соседних деревнях. Но луг все тот же. А Павлушу мне до сих пор жаль!»
Мне тоже с самого детства было очень жаль славного паренька, который вскоре после встречи с писателем «убился, упав с лошади». Но не знали мы тогда с Песковым, что, оказывается, кое-кто в 30-е годы пытался внедрить на этот великий луг совсем другого Павлушу… Да какого – Павлика Морозова!
– Как нас учили, пионера-героя зарезали кулаки в 1932 году за то, что выдал властям родного отца, «вступившего в сговор с врагами колхозного строя». В убийстве участвовал дед. Но потрясшая всю страну трагедия разыгралась далеко от тульского луга – на Урале!
– Сценарист фильма «Бежин луг», бывший чекист Александр Ржешевский специально перенес действие на родину Ивана Сергеевича. Чтобы на примере этого святого уголка эффектнее изобразить борьбу советской власти с «остатками убогой тургеневской Руси». Уму непостижимо: зачем понадобилось запакостить один из самых чистых, самых лучших рассказов великой русской литературы?! Ровно через 85 лет после появления «Бежина луга», когда ещё были живы если и не сами мальчики, которых застал писатель в ночном у костра, то их многочисленные дети и внуки – и вдруг затевается такое непотребное дело!
Вот посмотри, как написано в сценарии:
«А на высоком берегу реки стоит, расставив ноги, живописно-ободранный с копной льняных волос на голове мальчуган-пионер лет десяти – и, писая прямо с обрыва в реку, разводит вокруг себя рукой, показывая на окружающий его чудесный ландшафт, и кричит, улыбаясь: – Вот здесь и охотился Иван Сергеевич Тургенев – я как сейчас помню!»
– К тому моменту Тургенев уже полвека был в могиле!
– С моральной точки зрения, это кощунство и глумление. А как тебе, Евгений, характерная фраза из сценария: «Православные, побойтесь бога…» – кричал какой-то истинно православный мужичок с лицом сукина сына.»
В тексте, который называли «выдающимся произведением сценарного искусства», отец-убийца идет с винтовкой ночью именно маршрутом заблудившегося автора рассказа «Бежин луг». Каково?!
ВМЕСТО ПАВЛИКА – СТЕПОК
– Фильм посвящался «Светлой памяти Павлика Морозова –
маленького героя нашего времени…» Хотя главного героя-пионера в картине зовут Степок Самохин, – продолжает рассказ Николай Старченко. – Мальчик ночью подслушал, что отец и другие подкулачники решили поджечь МТС с тракторами. (Напомню, Павлик Морозов всего лишь донес, что его отец, председатель сельсовета, выдает «кулацким элементам» справки о благонадежности.) Степок срочно сообщил о злом замысле начальнику политотдела МТС. Разоблаченные поджигатели спрятались в церкви. Народ разгромил храм. Отца Степка и его сообщников арестовали, отправили в район. Однако они сумели перебить конвой. Следующей ночью Степок на вышке караулит колхозное поле. Отец стреляет в сына. Тот умирает на Бежином лугу. Полсотни пионеров на неоседланных лошадях мчатся с луга, кто в погоню за убийцей и другими врагами, кто в МТС, кто в колхозы поднимать народ. И опять переклик с тургеневским рассказом. Там на лугу было пятеро мальчиков, а тут в десять раз больше…
Снимать «эпохальный» фильм взялся сам Сергей Эйзенштейн.
– Режиссер с мировым именем. Его революционный «Броненосец Потемкин» называли «лучшим фильмом всех времён и народов». А еще был «Октябрь», где впервые в художественном кино фигурировал Ленин. После «Потемкина» он несколько лет провел на Западе, читал лекции в Берлине, Лондоне, США… Правда, в Голливуде с ним разорвали контракт на съемки «Американской трагедии» по знаменитому роману Теодора Драйзера, посчитав его сценарий слишком политизированным. Сталин телеграммой отозвал Эйзенштейна на родину.
– «Бежин луг» стал первой картиной мэтра после долгого зарубежного турне. О замысле он торжественно объявил в Ленинграде в феврале 1935 года на праздновании 15-летия советского кино. Добавив: «Этот фильм будет служить устрашением всем, кто смеет поднять руку на борцов за дело социализма. Этот фильм должен мобилизовать большевистскую бдительность…» Зал разразился бурными аплодисментами.
ЧЕРНАЯ ОСПА
– Режиссёр от слов сразу перешел к делу. Съемки велись с опережением графика. Ожидалось, что уже в декабре 1935 года картина выйдет на экраны. В конце сентября Эйзенштейну, по большому счету, оставалось снять лишь ключевую сцену – «Разгром тургеневской церкви бабами и мужиками». Режиссер отводил ей такое же место, как штурму Зимнего в «Октябре» и одесской лестнице в «Потемкине». Здоровенный крестьянин должен был крушить в церкви всё подряд, подобно ветхозаветному Самсону, обрушившему храм.
И тут мэтр внезапно заболел. Черной оспой!
– Как же он подцепил такую напасть?
– Специалисты считают, заразился, подбирая реквизит для церковного погрома в «Бежином луге». В старинных вещах и притаилась, похоже, болезнь. Хочу обратить внимание: в старину оспу считали бичом Божьим. Так, кстати, называется глава исторического романа Валентина Пикуля «Фаворит» о зловещем смертельном недуге, не щадившем ни хижин, ни дворцов монархов.
– Намекаешь, небеса вмешались, чтоб не допустить святотатства?
– Просто констатирую факт. Эйзенштейн остался жив, но проболел три месяца.
График съемок был сорван. Когда, наконец, мэтр принялся за работу, энергии, сил было меньше. Но он не прислушался к гласу небес. Для рекламы будущего шедевра подключил прессу, нашу и зарубежную. Журналисты с удовольствием расписывали, как он ведет натурные съемки в тургеневских местах. Заручился даже поддержкой знаменитого немецкого писателя-антифашиста Лиона Фейхтвангера. Тот как раз гостил в СССР, был принят в Кремле самим Сталиным и позже написал книгу «Москва.1937», прославлявшую советскую жизнь.
5 февраля 1937-го в интервью газете «Советское искусство» Фейхтвангер заявил: «В «Бежином луге» сценаристу и режиссеру удалось передать чувства советского патриотизма. В этом их главная заслуга. Сцена убийства Павлика Морозова отцом может по справедливости быть поставлена рядом с величайшими трагическими сценами в классических произведениях искусства. Сцена, в которой тело мертвого Павлика несут через колхозные поля, сделана без всякой утрировки и аффектации. В этой сцене маленький Павлик становится подлинным образцом, олицетворяющим любовь к советской Отчизне. Я уверен, что «Бежин луг» произведет огромное впечатление на мыслящих людей Европы, даже если они и являются противниками социализма и врагами советского государства».
ГНЕВ СТАЛИНА
– После такой оценки сразу «Оскара» надо давать!
– Ровно через месяц Политбюро ЦК специальным постановлением запретило постановку «Бежина луга» «в виду антихудожественности и явной политической несостоятельности фильма». Фейхтвангер не помог.
– Вот так поворот!
-Я специально посмотрел в календаре, на какой день выпало 5 марта 1937 года. Оказалось, пятница.
– И что?
– Именно по пятницам Сталин собирал тогда Политбюро. А после заседания все члены смотрели новые фильмы в уютном кремлевском кинозале на два десятка мест. Подчас незавершенные, как это было, например, с «Веселыми ребятами». «Бежин луг» вожди тоже увидели в черновом варианте (как и Фейхтвангер). Ведь Сергей Эйзенштейн позже говорил, что до завершения работы ему не хватило всего 11 съемочных дней. Сразу после просмотра потрясенное Политбюро и приняло суровое постановление, поставив крест на картине.
– Почему вдруг разгневался Сталин? Ведь фильм прославлял достижения советской власти, строительство новой колхозной деревни и устрашал врагов Кремля…
– Чтобы показать строительство новой колхозной деревни, нужно было сделать фильм, например, по роману Михаила Шолохова «Поднятая целина», первый том вышел к тому времени в свет. По нему, кстати, в 1939-м снял картину Юлий Райзман. Это выдающееся произведение, объективно отражающее тогдашний исторический процесс. И новый фильм, поставленный в 1959 году, после завершения романа, поныне смотрится. Там играли Евгений Матвеев, Людмила Хитяева, Петр Глебов, Борис Чирков…Настоящий исторический и художественный документ той сложной эпохи. А в «Бежином луге» получился поверхностный наскок на серьёзную тему, с отсутствием художественного вкуса, с применением нечистоплотных средств в самом сценарии. Политизированная агитка, далекая от реальной жизни. Фальшивая. Ключевая сцена разгрома церкви была просто ужасающей по зверству и богохульству – настолько, что ошеломила и худсовет, и саму высшую власть страны. Бесстыжая ложь – чтобы так бесновались потомки тургеневских мальчиков, по своей доброй воле круша всё в церкви, вдребезги разбивая иконы. Сценарист пишет: «Ликвидировали церковь «как класс» – и толпились на паперти, у которой стояли телеги, и на телеги русские мужики штабелями складывали «бога» во всех его разновидностях».
– Церкви тогда действительно громили. Уполномоченные с района, местные деревенские активисты при вооруженной охране. Это отражено на картинах Ильи Глазунова. Но чтобы все село радостно участвовало в погроме храма?! Фантазии, мягко говоря. Народ безмолвствовал, как в трагедии Пушкина. Попробуй повозмущайся, когда у церкви милиционеры с винтовками, наганами.
– А как выведен в сценарии старенький местный учитель? После разгрома храма он говорит: «Ну вот и всё. А теперь смотрите и запоминайте… А через час этот колокольный звон, который разносился над нашей землёй много столетий, – замолкнет. И больше ни вы, ни наши самые счастливые в мире дети, и ни дети наших детей его никогда, никогда не услышат.» У меня мурашки по спине бегали, признаюсь, когда читал сценарий. Или такая сценка в конце фильма, демонстрирующая технический прогресс на селе: на шоссе от обилия машин трудно проехать на телеге и «какой-то бородатый мужик, бросив поводья, плюнув и вылетев на шоссе, заорал: « Наваливайся, товарищи, на нашу матушку Русь избяную, проклятую. Дави её, суку. Амба… Конец.» Ну, не было тогда запруженных техникой деревенских дорог!
– По иронии судьбы, конец пришел самому фильму. Массовый зритель так и не увидел широко разрекламированную картину великого режиссера.
– Организовывал показы в Кремле Борис Шумяцкий, глава Госкино (тогда это ведомство называлось Государственное управление кинофотопромышленности). Вторым пунктом в Постановлении шло: Указать тов. Шумяцкому на недопyстимость пуска киностудиями в производство фильмов, как в данном случае, без предварительного утверждения им точного сценария и диалогов…
– А ему-то за что влетело?
– В самом начале съемок Шумяцкий и его замы рекомендовали Эйзенштейну сократить сцену разгрома церкви, изменить некоторые другие моменты, чтобы картина была более реальной. Но режиссер с мировым именем по сути проигнорировал указание. Потом руководство Госкино вынуждено было подключить к переработке сценария писателя Исаака Бабеля, но ничего из этого толкового не вышло.
Пленку с единственной копией приказали смыть. Материалы съемок погибли во время войны от немецкой бомбы. Чудом сохранилась нарезка кадров во время монтажа. Из нее в 1970-х сделали маленький фотофильм.
Тяжелой оказалась и судьба людей, причастных к съемкам «Бежина луга». Великий Эйзенштейн впал в немилость Кремля. Пришлось ему выступить с покаянной статьей «Ошибки «Бежина луга». Позже он сумел вернуть доверие властей, сняв патриотические картины «Александр Невский», «Иван Грозный». Даже две Сталинских премии первой степени за них получил. Но умер в 50 лет. От сердечного приступа. Немного – 63 года – прожил и сценарист Ржешевский. Я с интересом – и местами с сочувствием – прочитал его воспоминания: натерпелся он в последующем немало всякого, вплоть до исключения из Союза писателей СССР с формулировкой «за бездеятельность». Бабеля, перерабатывавшего сценарий, расстреляли в 46 лет. Шумяцкого, допустившего съемки «антихудожественного и политически несостоятельного фильма» расстреляли в 51 год.
– Получается этакая мистическая месть Бежина луга своим недругам?
– Невольно вспомнишь вещую строку Ивана Бунина: «Но позора земли никогда не прощает Земля». Мы всё ещё мало знаем о неограниченных возможностях природы, о её защитных свойствах. Нам уже давно пора научиться вовремя слышать: «Остановитесь! Тут заповедано!» Во всяком случае, не поддался Бежин луг, выстоял!
Эта история с Бежиным лугом должна стать уроком и для нынешних «творцов», которые беззастенчиво «осовременивают», уродуют классику. Ой, как тяжко могут аукнуться им эти «творческие эксперименты»
Бежин луг (1935) фильм.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Николай Николаевич СТАРЧЕНКО. Член правления Союза писателей России, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Родился в 1952 году в д.Осинка Брянской области. Окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Прошёл школу областной и центральной прессы от корреспондента до главного редактора – возглавлял областную газету «Орловский комсомолец», всесоюзный журнал «Юный натуралист», в 1993 году основал журнал о природе для семейного чтения «Муравейник». Много лет изучает малоизвестные страницы жизни и творчества Тургенева.
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.