Западный авиаконцерн поставил под угрозу жизнь тысяч пассажиров в погоне за прибылью
ДВА КРУШЕНИЯ ЗА ПОЛГОДА
Читайте также:
Самый продаваемый лайнер в своём сегменте, шедевр американских авиаконструкторов, невиданный уровень автоматизации, исключающий любую ошибку пилотов… Так говорили о новом самолёте «Боинг-737 MAX», количество заказов на который по всему миру перевалило за четыре тысячи (включая 53 борта для крупнейших российских авиаперевозчиков).
А потом «Б-737» новейшей модификации MAX 8 рухнул в море через 13 минут после вылета из Джакарты. Это случилось 29 октября прошлого года, погибли все 189 человек на борту. Возраст крылатой машины — менее шести месяцев.
Десять дней спустя представители «Боинга» заявили: на этой модификации установлена автоматическая система защиты от сваливания, если нос при наборе высоты слишком сильно задерётся вверх, бортовой компьютер сам его опустит. Вот только пилоты о чудо-системе не знали (!), на странное поведение машины отреагировали как придётся — и невольно обрушили её в неуправляемый штопор.
Американский производитель пообещал: электронные мозги всех «птичек» модернизируем, экипажи — переобучим. А 10 марта нынешнего года «Боинг-737» той же модификации разбился через 8 минут после вылета из Аддис-Абебы. 157 погибших, самолёту — всего 4 месяца, предварительная причина — неправильные действия пилотов после включения всё той же «автозащиты от сваливания».
Почти зеркальное повторение трагедии в Индонезии! Так что же, обещанная корпорацией «переподготовка всех экипажей MAX 8» оказалось липой? «Комсомолке» удалось пообщаться с парой пилотов одной из азиатских авиакомпаний, летавших на той самой модификации «Боинга». За откровения с журналистами наших собеседников по голове не погладят, их имя и гражданство называть не будем.
«О НОВОЙ СИСТЕМЕ РАССКАЗАЛИ ОДНОЙ СТРОКОЙ»
— Как вообще проходила переподготовка экипажей для MAX 8? — спросили мы у пилотов.
— Когда эти самолёты только поступили в парк, то экипажи, уже имевшие допуск к «Б-737» предыдущих модификаций, прошли переобучение длительностью в восемь часов. Обычно это реальные полёты на воздушном судне — близком по типу, но всё же с незначительными отличиями в особенностях управления, — на условиях анонимности ответили нам источники.
— А после первого крушения MAX 8 в Индонезии?
— В нашу авиакомпанию пришёл приказ об обязательной тренировке на симуляторе для отработки подобных проблем. Но тренировка была всего одна, длительностью около четырёх часов. Вероятно, в случае с Ethiopian Airlines (чей борт затем разбился в Аддис-Абебе) всё было точно так же.
— Но это очень мало! Недостаток подготовки пилотов к управлению данной модификацией — системная проблема?
— Изначально «автозащита от сваливания» (из-за которой, возможно, произошли обе катастрофы — ред.) была упомянута в заводской инструкции по эксплуатации буквально одной строкой. Повторим, её подробного описания и расширенных тренировок пилотов по отработке всех возможных проблем с этим механизмом не было — даже после индонезийской катастрофы. Да, большинство опасных ситуаций в любом случае имитируются на симуляторе — делать это на реальных самолётах просто безрассудно. Но, возможно, если бы пилоты провели на тренажёрах достаточно времени (а не как сейчас), обеих трагедий могло не быть.
А ТРАМП И В УС НЕ ДУЕТ
В итоге большинство развитых стран запретили использование всех модификаций 737 MAX, авиакомпании принялись отзывать заказы на новые воздушные суда роковой серии.
И ладно бы только эта модель. Журналисты New York Times раскопали подробности сборки другой новейшей машины в линейке — широкофюзеляжника «Боинг-787» по прозвищу Dreamliner. Оказалось, рабочие авиазавода находили во внутренних полостях этого «лайнера мечты» строительный мусор, гайки, металлическую стружку. Последняя из-за вибрации в полёте вполне может повредить какой-нибудь кабель — и страшно подумать, что будет.
Зато лидер США Дональд Трамп (которого журналисты тоже не жалуют) сохраняет оптимизм:
— «Боингу» следует устранить все неисправности и вообще переименовать 737 MAX, — пишет он в своём твиттере. И поддерживает сорвавшийся в штопор авиаконцерн всеми возможными способами, включая и не самые честные. Об этом «Комсомолке» рассказывает экономист Иван Данилов, хорошо изучавший американскую систему лоббирования собственных экономических интересов по всему миру.
— Проблемы «Боинга» с качеством воздушных судов вполне реальны и куда более серьёзны, чем поначалу казалось — иначе американские СМИ не стали бы уделять этому столько внимания. И даже пиарщики аэрокосмической корпорации при своих немалых бюджетах не в силах купировать весь негатив в медиа, — сказал нам Данилов. — Но есть и хорошие (для американских авиапромышленников) новости: сам президент Трамп в этом споре однозначно на их стороне.
— Почему?
— Для Белого дома сохранение «Боинга» в небе — вопрос политический. Это не просто один из крупнейших национальных экспортёров, чьи дюралевые птицы летают по всему миру. У этой компании свыше 150 тысяч сотрудников, и они делают не только гражданские лайнеры, но и важнейшие компоненты для американского военно-промышленного комплекса (чьи представители как раз и поддерживают Трампа на выборах). Когда у такой компании проблемы, это может плохо сказаться и на обороноспособности США, и на рейтинге президента (который мечтает переизбраться на второй срок в 2020 году). Поэтому Трамп будет поддерживать «Боинг» всеми силами, включая и давление на международной арене.
— То есть?
— В мире сейчас всего два крупных производителя самолётов такого класса: американский «Боинг» и европейский «Эрбас». Если у первого нет заказов, то, значит, они (вместе с миллионами долларов) появляются у второго. Трамп этого, конечно, допустить не может. Сейчас он требует от Евросоюза урезать субсидии «Эрбасу», что уравняет возможности двух компаний. В случае отказа грозит Брюсселю новой таможенной войной.
— Шансы выйти таким образом из штопора у Трампа (и «Боинга») есть?
— Отношения между Белым домом и Евросоюзом и так не на высоте, так что вряд ли последний поведётся на очередной шантаж. Но я бы хотел обратить внимание на другое. Представьте себе, какой вой поднялся бы в либеральных СМИ, случись нечто подобное с одним из наших авиапроизводителей: «Юра, мы всё потеряли!», «Кремль зря вливает деньги в убыточного гиганта…» А вот Вашингтон и Брюссель не стесняются поддерживать собственные корпорации любыми мерами. Не боясь ни краткосрочных финансовых потерь, ни внешнего давления. Это именно тот урок, который мы должны извлечь из ситуации с «Боингом».
НОВЫЙ ПИЛОТ ВЫЙДЕТ НА ДРУГОЙ ЭШЕЛОН?
29 апреля состоится ежегодное собрание совета директоров «Боинга». Скорее всего, действующего главу корпорации, Денниса Мюленбурга, отправят в отставку — уж слишком дорого акционерам обходятся многочисленные провалы последних лет.
Новый же гендиректор, по слухам, будет «независимым лицом». И авиаэксперты надеются, что он наконец-то сможет навести порядок и с качеством машин, и с подготовкой экипажей.
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.