Поднимался в небо простым пилотом – приземлился народным героем. Хотя для своей семьи Дамир Юсупов героем был всегда
– Мы еще не спали, когда он приехал. – признается жена Наташа. – Обнялись. Дочка очень радовалась, а сын пока маленький. Для него теперь все происходящее, как в мультике «Простоквашино»: нашего папу и там, в телевизоре, и тут показывают. Разобрали вещи. На память Дамир привез с того поля початок кукурузы. Он очень устал, но утром снова уехал на работу.
Читайте также:
Первое, что сделал на вчерашнем брифинге 41-летний командир экипажа рейса «Москва- Симферополь» – попросил прощения.
– Пассажирам единственное, что могу сказать: немножко виноват, что их не доставил до места назначения (в Симферополь). С некоторыми беседовал, когда обходил самолет, – сказал Юсупов.
15 августа самолет Airbus А321, которым он управлял вместе с 23-летним Георгием Мурзиным (он попал в больницу с ушибами груди – Ред. ) столкнулся со стаей чаек. Один двигатель заглох, второй – потерял две трети тяги. Пассажиров, находившихся в тот момент на борту, спасло мастерство и выдержка пилотов. Они посадили «Аэробус» в кукурузном поле в километре от взлетно-посадочной полосы.
Поделиться видео </>
xHTML-код
«С левой стороны обходите!».Пилоты руководят эвакуацией после экстренной посадки.
Кто знает, как бы все закончилось, если бы за штурвалом был не Дамир Юсупов. Он с детства хотел в небо, откуда изредка на землю спускался его отец.
«ЗНАЛ СО ШКОЛЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ЧП В ВОЗДУХЕ»
– Я большую часть жизни в Норильске проработал, в гражданском вертолетном отряде. Больше двадцати лет летал. Бывали нештатные ситуации. Весной 1977-го дали нам машину после ремонта. Начал взлетать – набрал 150 метров, а редуктор отвалился. Пришлось с грузом садиться прямо на кладбище. Побились лопасти, хвостовой винт. Меня тогда от полетов отстранили на время разбирательств. А стресс? Да не было его, – вспоминает отец Дамира Касим Камилович.
А в четверг новости заставили понервничать.
-Утром включил телевизор, начал что-то делать по дому, чайник греться поставил. Сначала и не понял ничего, только слышу, что вот, самолет «Уральских авиалиний». Потом начали повторять новости и тут услышал, кто за штурвалом сидел. Сын не мог поступить по другому, просто выполнял свою работу.
Любовь к небу у нас – семейное. Когда он был ребенком, брал его на пикники. Нам командование разрешало иногда слетать куда-нибудь к горной речке с родными. Когда Дамир подрос, брал у меня руководства по полетам. Зачитывался разделом про особые случаи, запоминал, как вести себя при аварийных ситуациях, – говорит Касим Юсупов.
Поделиться видео </>
xHTML-код
«Раза 3-4 коснулись земли». Пассажиры показали место приземления А-321.
Сразу после армии, где Дамир служил в танковой части, он хотел поступать в летное училище, но не прошел медкомиссию. Пошел учиться на юриста в Чебоксарах, после устроился в фонде ипотеки и жилья Сызрани.
– Я его знаю с начала двухтысячных годов. Он помогал в юридических вопросах. Ответственный, всегда держит свое слово и при этом очень скромный парень. К нам часто приходил, – говорит имам мечети Азан Фарид-хазрят Ибрагимов.
«ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ»
И все же Юсупов не оставлял мечту о небе. В 32 года поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации.
Преподаватели иначе как «идеальный студент» его не называли.
– Умнейший парень, – говорит старший инструктор авиатренажера Владимир Мозговой. – Тянул за собой по навигации почти весь курс – 120 человек! Все к нему обращались, просили помочь, подсказать. Никому не отказывал.
Возраст Дамира, конечно, бросался в глаза.
Поделиться видео </>
xHTML-код
«Все живы, пилот – гений».Этот человек сегодня спас 234 жизни. Дамир Юсупов – герой! А ведь долгие годы он не мог поступить в лётное училище из-за медкомиссии…
– Раньше даже было ограничение – до 23 лет, – объясняет Мозговой. – По особому распоряжению министерства – до 25. Чем старше человек, тем тяжелее ему усваивать программу. Но к Дамиру все это не относилось – редко когда можно встретить настолько собранного и целеустремленного студента.
За все два года и десять месяцев – столько у нас длится учебный курс – ни одной четверки. Я ему однажды сказал: «Долго во вторых пилотах не просидишь. Часов 500 налетаешь – и выбьешься в командиры». После училища, вспоминает Мозговой, быстро найти работу Дамиру не удалось: тогда даже молодым пилотам устроиться было непросто, а тут еще по возрасту отсеивали.
– Тогда он обратился ко мне, – продолжает Мозговой. – Рекомендовал его Владимиру Чикилеву – это замдиректора «Уральских авиалиний», мы с ним однокурсник. Позвонил: «Володя, возьми этого парня! Не пожалеешь». Дамир поехал в Екатеринбург, там на него посмотрели, проверили – и взяли.
P.S. На брифинге, который прошел в аэропорте «Кольцово» Юсупов сказал, что «пока будет отдыхать и летать не планирует». Летчик-герой забрал на память початок кукурузы
КСТАТИ
Бортпроводница тоже резко изменила свою жизнь, как командир.
Стюардессе Надежде Вершининой давно пора было попасть в объективы камер. Старший бортпроводник рейса «Москва-Симферополь» вышла к журналистам вместе с коллегами через несколько часов после ЧП. На глаза красавицы наворачивались слезы.
– Подобные ситуации мы отрабатывали на тренажерах, поэтому никаких неожиданностей не было. Пассажиры вели себя сдержанно, команды слушали и все быстро эвакуировались.
После этого сухого комментария Вершинину не стали мучить распросами, а рассказать ей было что.
Стать стюардессой, она, как и Юсупов – летчиком, мечтала с детства, но в небо поднялась, уже когда твердо стояла на ногах. Вершинина родом из Свердловской области. Выучиться на стюардессу в то время можно было только в Москве, но денег у ее семьи, чтобы отправить в столицу не было.
Когда пришло время выбирать ВУЗ, Надежда выбрала Финансово-экономический институт. Бакалавриат окончила с красным дипломом, но работать бухгалтером не стала. Пошла в магистратуру, как в Екатеринбурге открыли курсы стюардесс. Институт девушка бросать не стала, но и от мечты отказываться не стала. В итоге и магистром стала, и на стюардессу выучилась. А после выпуска отправилась в свой первый рейс. Через некоторое время попала в экипаж, в котором бок-о-бок трудится с бортпроводниками Дмитрием Гончаренко, Алией Слякаевой и Яной Ягодиной. На время проверки их отстранили от полетов, но, несомненно, после ее завершения они снова будут на высоте.
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.