А он хочет в Россию в Туруханский край*…
Разбираемся, законно ли депортировали Григория Касачева, который большую часть жизни провел в глухом сибирском селе.
Читайте также:
Эта история один в один напоминает ту, что недавно случилась с бразильцем-старовером Ханофером ди Кейросом. Напомним, мужчину, жившего без российского паспорта в глухом поселке на севере Красноярского края, собирались депортировать в Бразилию, разлучив с семьей – женой и тремя детьми. Но после вмешательства журналистов и правозащитников его оставили в России.
И вот новый герой – 39-летний Григорий Касачев. Он из крохотного поселка старообрядцев Сандакчеса в Туруханском районе Красноярского края. Но уже год живет в Америке – в небольшом городке Вудберн (штат Орегон), куда его выслали из Красноярского края зимой 2018-го. С бразильцем Ханофером они друзья. Только вот финал их историй разный…
Где при царе был в ссылке Сталин
Родители Григория Василий и Евгения Касачевы родились в Китае, туда их предки-староверы бежали в 20-х годах прошлого века. Потом переехали в США, где в 1979 году у них родился Гриша – младший сын в большой семье. У него двое старших братьев и три сестры. Когда Григорию было 16 лет, в 1996-м, родители решили: надо возвращаться в Россию. Старшие дети остались в Штатах, а Гришу взяли с собой. Ехали к единоверцам – в Туруханский район, где в начале прошлого века отбывал ссылку Сталин и где расположилась большая община староверов-беспоповцев часовенного согласия (кержаков – см. «Справку «КП»).
На месте документы выправлять не стали. Может, потому что к любой власти староверы издавна относятся с опаской, а может, просто не знали, нужно ли это. Рассудили так: поселочек на 80 человек, ни почты тебе, ни сельсовета. Живут одни единоверцы. Так и остались по паспортам американцами. Промышляли охотой, рыбалкой. В 2000-х родители умерли и были похоронены неподалеку от еще более крохотного староверческого села Чулково.
Так минуло уже 20 лет его беспаспортной жизни в России. И тут к Григорию пришла любовь.
В город за платьем
– С Ниной мы познакомились на Пасху в прошлом году, она в Никулине живет – это тоже небольшое поселение старообрядцев, – рассказал нам Григорий по скайпу. – Мы сразу друг другу понравились, она с родителями познакомила. Решили жениться. А что? Мне одному надоело, да и ей уже 30 лет – замуж пора. Стали к свадьбе готовиться, я и решил ехать в Красноярск: надо документы выправлять да ткань Нине на свадебное платье купить хотел.
– А раньше в краевом центре бывали?
– Был, но проездом. Я несколько лет на юге края работал, строителем подрядился. Деньги небольшие, но копить старался.
– Как получилось, что вас задержали?
– Я вышел вечером из гостиницы в магазин, – вздыхает Григорий. – Ну иду обратно, а тут сзади два полицейских – кто такой, откуда. В общем, так и попался.
Григория определили в центр временного содержания для депортируемых и сразу сказали: если есть возможность уехать за свой счет в США – уезжай, иначе здесь будешь ждать месяца три, пока государство не даст денег на твою депортацию.
– Если бы мне объяснили, что можно как-то двойное гражданство сделать или просто помогли с документами, я бы даже и не думал уезжать. Как ехать-то, когда Нина там ждет меня, любовь у нас! Но мне никто не сказал, что есть такая возможность, – рассказывает Григорий. – Брат мне денег выслал из Америки примерно 2,5 тысячи долларов. И я уехал. На стройке здесь работаю. Но Америка мне не родная, я русский. Снятся мне дом, Россия и Нина. Хочу обратно, там родители похоронены.
С любимой Григорий общается по телефону, только созваниваться получается очень уж редко. Связи с удаленным староверским поселением Никулино нет (по этой причине у нас отсутствует ее фото, и показать избранницу Григория мы пока не можем. – Ред.). Чтобы поговорить с Григорием, Нине приходится на лодке выбираться куда-то по Енисею, где телефон ловит. А сейчас река встала – мороз, зимника до Никулина нет.
– Последний раз, когда разговаривали, она пообещала ждать… Мне здесь все говорят: странный ты, обычно из России в США все уехать хотят, а ты – в Россию. Да, в Россию! Никак мне здесь нельзя.
Согласны легализоваться
– После ЧП с Ханофером и Касачевым староверы испугались, – рассказал нам по телефону Николай Шляхов, глава Верхнеимбатского сельсовета (в него входит несколько старообрядческих поселений). – Поэтому поток желающих легализоваться увеличился.
Молодые начинают понимать: передвигаться без документов сложно. Сейчас даже при продаже билетов на теплоход нужен паспорт. Поэтому они стали более сговорчивыми.
Примечательно, что в Вороговском сельсовете (куда относится поселок Сандакчес) о том, что стряслось с Григорием, знать не знают.
– Я второй срок работаю, но, увы, – развел руками глава сельсовета Михаил Пшеничников. – Да и по данным переписи нет Касачевых в Сандакчесе, точно знаю. На моей памяти первый подобный случай депортации.
В сельсовете уверяют: приехавшие из Америки, Бразилии и других стран староверы вообще стараются себя не афишировать. Забираются подальше и живут себе тихо.
– В том же поселке Сандакчес жителей около 300. Но есть же еще заимки по 2 – 3 дома. Староверы забираются туда и живут своим укладом, нелегально. Были люди с таких вот заимок, что до 30 лет дожили, детей родили, а все без паспортов, – говорит Михаил Пшеничников.
ДОСЛОВНО
«Тогда и Лыкову можно отправить на скамью подсудимых»
Николай СЕДОВ, сын Ерофея Седова, геолога, соседа сибирской отшельницы-староверки Агафьи Лыковой:
– Это нонсенс, я считаю. Русского человека выслали, который стремится жить здесь, в России. Не в США, куда некоторые переезжают в погоне за американской мечтой, забыв о том, что здесь их предки поколениями жили. Он же по крови русский, наш! Хоть и родился в Америке. Да, все по закону. Но разве можно это назвать человечным?! Многие староверы и не оформляют документов только потому, что понимают: выйди они из тайги – вышлют. Закон есть закон, конечно, но зачем же до фанатизма доходить. У сибирской отшельницы Агафьи Лыковой, например, тоже нет документов. И, представьте, кому-нибудь может прийти в голову отправить сейчас за ней десант, вывезти из тайги, определить в спецприемник, судить?
Наш золотой генофонд
По решению суда мужчине нельзя прилетать в Россию еще четыре года. Сейчас ему помогает общественница из Красноярска Ольга Суворова. Собирает документы, чтобы опротестовать решение. И заявляет, что при необходимости дойдет и до Верховного суда.
– За последние 6 лет Григорий Касачев – уже четвертый старовер, которому я помогаю остаться и жить в России, – рассказывает Ольга Суворова. – За Касачева будем бороться вместе с адвокатом. Но знаете, тут ведь есть и другая проблема: староверы, когда приезжают в Россию, не селятся в мегаполисах, не претендуют на рабочие места. Они уходят к своим в тайгу на Север, чтобы жить своим укладом. Так почему мы их приравниваем к выходцам из стран бывшего СССР, которые стремятся поселиться в обжитых местах, претендуют на работу, обучение детей и медицинскую помощь. Старообрядцы вообще ни о чем не просят! При этом приезжают к нам люди с русскими корнями, детородного возраста, без каких-либо заболеваний, включая алкогольную и наркотическую зависимость, люди, которые согласно своим убеждениям имеют большие семьи (по 10 – 12 ребятишек) со здоровыми детьми. Ведь это же золотой генофонд России. При этом они готовы добровольно и даже хотят осваивать удаленные уголки, куда среднестатистического горожанина палкой не загонишь. Я думаю, наши законотворцы должны обратить внимание на этих людей и помочь им.
СПРАВКА «КП»
Староверы-беспоповцы часовенного согласия (кержаки) обходятся без священников, а обряды проводят в часовнях. Одно из направлений русского старообрядчества, возникшее в первой половине XIX века на территории современной Витебской области, а затем под давлением царской власти переселившееся на Урал и в Сибирь – в Красноярский край, на Алтай, в Хакасию и Тыву. Знаменитое семейство Лыковых из цикла очерков Василия Пескова «Таежный тупик», которые были опубликованы в «Комсомольской правде» в начале 80-х, принадлежит как раз к этой ветви старообрядцев. После революции, в 20-х и 30-х годах прошлого века, тысячи старообрядцев бежали от советской власти в Китай, а когда в КНР победили коммунисты, переехали в США, Бразилию, Канаду и Новую Зеландию.
В Красноярском крае основное место обитания кержаков – Туруханский район, где на месте впадения реки Дубчес в Енисей существуют Дубчесские скиты. В 1951 году их обнаружили с воздуха, и специально посланный отряд госбезопасности скиты разгромил, их обитатели были отправлены в лагеря. В 90-х годах сюда вновь потянулись староверы-беспоповцы из США, Бразилии и Канады.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Марс ТАРАСОВ, генеральный директор правового центра «Человек и закон»:
– По-человечески, конечно, история вызывает сочувствие, однако с правовой точки зрения могу сказать, что в действиях миграционной службы не усматривается никаких нарушений. Все сделано по закону. Более того, в России действует две специальные программы: программа переселения соотечественников и программа по признанию человека носителем русского языка (то есть, если человек является носителем языка, это уже служит основанием для применения процедуры упрощенного получения гражданства). У нас есть одно но: человек на территории России должен находиться легально. Касачев более 20 лет прожил в России, и нужно было просто встать на временный учет и подать документы на гражданство. Он давным-давно был бы уже гражданином России!
* Так вот сижу я в Туруханском крае,
Где конвоиры, словно псы, грубы,
Я это все, конечно, понимаю
Как обостренье классовой борьбы.
Юз Алешковский – Песня о Сталине
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.