Новый скандал в звездном семействе разразился из-за авторских прав на произведения отца
КИНА НЕ БУДЕТ
Читайте также:
Скандалы-конфликты преследуют семью Василия Шукшина. Большинство из них связаны с имущественными спорами. Непросто складываются отношения у вдовы писателя Лидии Федосеевой-Шукшиной с ее дочерьми и внуками, одних она на порог не пускает, с другими объясняется в суде. И вот новая история. Недавно Лидия Николаевна и ее дочь Мария Шукшина пожаловались депутату Госдумы от ЛДПР Сергею Жигареву (скандально известного из-за злоключений на любовном фронте) на старшую дочь Василия Макаровича – Екатерину. Мол, она «рубит все кинопроекты» – не разрешает использовать произведения писателя для постановки фильмов. По словам Марии Шукшиной, несколько режиссеров, среди которых Алексей Гуськов, Сергей Снежкин и Владимир Краснопольский спят и видят, как сделать экранизацию романов «Я пришел дать вам волю», «Любавины» и сказки «До третьих петухов». Краснопольский хотел снять четырехсерийный фильм для «Первого канала». Все было готово, в том числе финансирование. Но Екатерина против. И без ее согласия «кина не будет». «Это моя боль, – в сердцах говорит Лидия Николаевна. – Мне важно, чтобы к 90-летию Шукшина, которое будем отмечать в следующем году, были сняты картины по его книжкам. Чтобы Василий Макарович был с нами…».
У Василия Шукшина – четыре наследника – они же правообладатели на его литературные произведения. Три дочери: Екатерина, Мария, Ольга и вдова – народная артистка России Лидия Федосеева-Шукшина. Три из них дают добро на кинопостановки, а одна – «паршивая овца» – нет. Мнения меньшинства достаточно, чтобы зарубить весь проект. Отношения в семье, понятное дело, сложные.
Екатерина — старшая дочь писателя — родилась от литературного критика Виктории Софроновой, дочери Анатолия Софронова, многолетнего главного редактора журнала «Огонек». Дочка Софронова написала рецензию на первую книжку Шукшина «Сельские жители» в 1963 году. Так они познакомились, вспыхнул роман, через два года родилась Катя. В это же время у Шукшина была любовная история с актрисой Лидией Чащиной, которую в 1964-м году он снимал в своем фильме «Живет такой парень». В том же 1964-м он уехал на съемки другой картины «Какое оно, море?», где начался роман с 26-летней актрисой Лидией Федосеевой, которая спустя несколько лет стала его женой и родила двух дочек-погодок Машу и Ольгу. К перечисленным дамам сердца сибирского самородка добавим его первую законную жену Марию Шумскую, которая в это время ждала его в родном селе Сростки и категорически отказывалась давать развод. Вот такая любовная загогулина, которая наверняка повлияла на дальнейшую историю отношений любимых женщин и детей писателя. Между собой они не дружат и не общаются. Приходится решать дела семейные через Государственную Думу.
ЛИХИЕ СЮЖЕТЫ И ИЗМЫШЛЕНИЯ
Мы позвонили Екатерине Шукшиной, чтобы узнать ее точку зрения.
– Странно слышать, что я ставлю палки в колеса режиссерам, которые хотят экранизировать произведения Шукшина. Мне очень дорого творчество отца, – поделилась она с нами. – А как дочь и правообладатель вижу свой долг в том, чтобы содействовать популяризации таких фильмов, но при этом все-таки пытаться — по мере сил — уберечь литературную основу от хотя бы самых грубых искажений. Сегодня в Москве, в Петербурге, в десятках других российских — и не только – городов идут около сотни спектаклей по Шукшину. Снято полтора десятка фильмов. Как правило с режиссерами проблем не возникает.
– Почему же они возникли с проектами Алексея Гуськова, Сергея Снежкина и Владимира Краснопольского?
– В 2006 году кинокомпания «Централ партнершип» собиралась ставить фильм по роману «Я пришел дать вам волю». Постановщиком хотели пригласить Дмитрия Месхиева, а в роли Степана Разина, кажется, должен был сниматься Алексей Гуськов. Был подписан договор. Никаких проблем не было, кроме одной: фильм по каким-то причинам так и не сняли. А потом просто закончился срок действия договора — десять лет. Что касается двух других проектов, я просила сценарий. За четыре года — столько длится история с проектом Сергея Снежкина, мне его так и не предоставили. С «Любавиными» – похожая история. Это роман в двух частях, которые сюжетно связаны, но почему-то режиссер Владимир Краснопольский решил ограничиться только первой частью. Мне был предоставлен синопсис. С довольно лихими сюжетными поворотами, измышленными сценаристами. Я пыталась объяснить продюсеру, что меня смущает в синопсисе и почему необходимо видеть сценарий. Однако в ответ получила лишь проект договора, который нужно «срочно» подписать.
Но вообще с режиссерами, которые «болеют» Шукшиным, у меня никогда не возникало проблем. Лидия Боброва, которая сняла фильм «Верую» по мотивам рассказов Шукшина, прислала сценарий еще до моей просьбы. Сейчас идет подготовительная, очень сложная работа к съемкам фильма по роману «Я пришел дать вам волю», постановщик — молодой режиссер Михаил Расходников. Тоже проблем со сценарием не было. Кстати, согласие правообладателей требуется даже, когда ставят пьесу Шукшина, как например, в театре им.Моссовета, где сегодня идут «Энергичные люди». А уж когда речь идет об экранизации или инсценировке литературного произведения, обязательно нужно читать текст. При переложении литературного материала на экран или на сцену вторжения в текст неизбежны. В том и состоят такт, вкус и талант «перелагателей», чтобы «исказить» текст, не искажая авторского замысла. И должна сказать, что большинство авторов спектаклей по произведениям Василия Макаровича бережно обращаются с литературной основой.
ПОПРАВКА В ЗАКОН
Творческие споры, как в семье Шушкина, нередки. Согласно Гражданскому кодексу РФ для экранизации литературного произведения требуется согласие всех наследников. Если правообладателей несколько и между ними нет единогласия — это тупик.
– Могу рассказать свою историю, когда по книге моего отца Александра Жигарева «Первый канал» хотел снимать сериал про Анну Герман, – поделился депутат Госдумы Сергей Жигарев. – Отец был писателем, работал корреспондентом в Польше, хорошую книжку написал про Герман. Но моя мать встала в позу и не разрешила съемки. Почему? Часто мы продолжаем сводить счеты со своими близкими даже после их смерти.
– Но фильм про Анну Герман все-таки вышел…
– Вместе с Генеральным директором «Первого канала» Константином Эрнстом мы нашли решение проблемы. Когда Лидия Федосеева-Шукшина и Мария Шукшина обратились ко мне, я предложил коллегам-депутатам внести поправку в действующее законодательство, чтобы использование права определялось не всеми наследниками, а более, чем половиной. При этом авторские отчисления, как и прежде, будут распределяться между всеми наследниками, никто финансово обижен не будет. В Думе решения принимаются тоже большинством голосов. Поправка несложная. Многие депутаты ее поддержали. К Новому году, надеюсь, ее примем.
КОМУ ВЫГОДНО
Спор из-за творческого наследия на самом деле имеет крепкий материальный фундамент. Размер роялти (авторских отчислений) законодательство не регулирует – каждый договор индивидуален и является предметом обсуждения. За кинофильм родственники-правообладатели могут получить от 500 тысяч рублей и выше. Все зависит от популярности автора и его произведения. Иногда могут согласиться и на «спасибо» в титрах. Но это редкость.
В одном из ведущих московских театров идет пьеса современного автора. Спектакль показывают нечасто – два раза в месяц. Тем не менее за два года драматург получил в качестве авторских отчислений с постановки пять (!) миллионов рублей. И этого показалось мало. Он обратился с иском в суд, требуя от театра доплатить еще полтора миллиона за «искажение замысла», хотя в течение двух лет ничто не возмущало авторских чувств. Но деньги… Их никогда не бывает много.
КСТАТИ
Бывали случаи, когда авторы «закрывали» кинопроекты через суд. Самый громкий скандал случился с режиссером Витаутасом Жалакявичусом во время работы над фильмом «В августе 44-го…» (по книге Владимира Богомолова «Момент истины»). У режиссера с первых дней не сложились отношения в автором романа. Богомолову не понравился режиссёрский сценарий. И писатель подал иск и через суд добился остановки съемок. Фильм так и не был закончен.
Другой скандал связан с экранизацией романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» режиссером Юрием Карой. Фильм сняли еще в 1994-м году. Вышел он на экраны только в 2011-м. Причина: разногласия режиссера и продюсерской фирмы, владеющей правами на экранизацию, а также претензии потомков третьей жены Булгакова, которым отошли авторские права на роман.
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.