Вторая супруга писателя Елена Бомбина рассказала «Комсомолке» о том, что близкие делают в память о нем
Михаила Задорнова не стало год назад – боровшийся с раком мозга сатирик ушел из жизни 10 ноября. Во время болезни за ним ухаживали обе его жены. Долгое время Задорнов жил на две семьи, не в силах разорвать связь с первой супругой Велтой, но воспитывая внебрачную дочь Алену от возлюбленной, Елены Бомбиной, позже ставшей его второй законной женой. Обеим любимым женщинам сатирика мы позвонили накануне скорбной даты.
Читайте также:
«Познакомилась не ради его популярности»
Со своей первой женой Велтой Михаил учился в одной школе Риги. Оба – представители высокопоставленных семей. Она – дочь бывшего первого секретаря латвийского ЦК Калнберзиня. Он – сын признанного советского писателя Николая Задорнова, лауреата нескольких Государственных премий. Велта бывала в доме Задорновых, дружила с его родителями. Вместе они отправились покорять Москву. При этом сестра Задорнова признавалась, что Михаил с юности испытывал страсть к женскому полу: «С Велтой он познакомился в первом классе. И обратил на нее внимание. Но Велта Велтой, однако другие девочки Михаила тоже интересовали. Однажды пришел поздно и сказал маме: мол, так устал, пока всех девочек проводил. Так что, когда они с Велтой поженились, мне, знавшей его страсть к женскому полу, было ее жаль».
Поженились Велта и Михаил 6 марта 1971 года. А в конце 80-х Задорнов обратил внимание на другую рижанку – Елену Бомбину.
– Елена, как вы познакомились с Михаилом Задорновым? Были его поклонницей? – спрашиваю вторую супругу писателя.
– Я с 14 лет читала и собирала лирические рассказы Задорнова из журнала «Юность». Тогда он еще не был известен. Меня познакомили с Михаилом за год до того, как он снялся в программе «Вокруг смеха» с монологом про два девятых вагона. Так что упрекнуть меня, что я познакомилась с ним ради популярности, точно нельзя.
Когда я сказала, что собираю его рассказы, Михаил был удивлен, даже не очень поверил. И тогда на следующую встречу я принесла зеленый портфель с вырезками. Мы стали общаться.
О том, как развивался роман с женатым сатириком, который на 16 лет был ее старше, Елена Бомбина предпочитает не рассказывать. Но отмечает, что рождение в 1990 году их общей дочки, названной Еленой в честь мамы Задорнова, стало для писателя точкой отсчета их общей жизни.
– Конечно же, Михаил встречал нас с дочкой из роддома. Когда он первый раз увидел дочку, то смотрел на нее с трепетом и восторгом: как она чихает, кашляет, сопит. Сказал: «Она уже все умеет делать. Какая талантливая!» Он с пеленок читал ей Пушкина, Гумилева, включал классическую музыку…
В домашнем архиве сохранилось видео: Задорнов рассказывает своей четырехлетней дочке о воскресении Христа. Та слушает, раскрыв рот, и задает вопрос: «Что такое «воскрес»?» Писатель серьезно объясняет…
– Он любил устраивать сюрпризы для дочки, – продолжает Елена Бомбина. – Например, перед самым Новым годом вдруг мог объявить: «Мы летим в Африку встречать Новый год у подножия Килиманджаро». Мы втроем много путешествовали.
За какое-то время до ухода Михаила мы нашли чемодан, в нем оказались вещи, которые он собирал с самого рождения дочери, – ее локоны, первые рисунки, детские варежки. И ее первый подарок творческий, который она ему сделала в 1998 году с надписью: «Дорогому папке мой автопортрет от дочки». Сохранил и детские пеленки, на которых я когда-то вышила для Лены слоненка и мишку…
Он был настолько сентиментальным, что сберег эти вещи. Вообще, когда мы заставали какие-то моменты его сентиментальности, он раздражался – ему казалось, его застали врасплох. Смущался из-за этого…
Сторожевой кот
– Слышала, что он был таким и в отношении к животным. Вроде бы некий человек шел на речку топить котят. А дети, среди которых была и ваша с Задорновым дочка Лена, не дали этого сделать. Одного котенка дочка принесла к вам домой…
– Да, такое было. Михаил на даче в Юрмале построил для него двухэтажный домик и в холода обогревал заднюю стенку. Он очень привязался к питомцу, с гордостью говорил, что у нас есть сторожевой кот. Повесил табличку: «Осторожно: злой кот». Когда тот за зиму набирал лишний вес, Михаил искренне переживал, что мы его перекармливаем. А весной, когда кот возвращался с мартовских похождений – тощий и ободранный, всем доставалось, потому что он «совсем исхудал, и мы его забываем кормить». Кот прожил 12 лет и действительно вел себя как сторожевой – встречал и провожал нас.
«Обид нет и не было»
Задорнов, воспитывая внебрачную дочку в Риге, оставался женатым на первой жене Велте (она живет в Москве). Но, говорят, когда Лена достигла совершеннолетия, именно она настояла, чтобы отец женился на маме. Писатель развелся с первой женой Велтой, так и не родившей ему детей, сохранив с ней дружеские отношения, и официально женился на Елене Бомбиной.
Завещание он составил задолго до смерти. И по нему основной наследницей осталась первая жена. Некоторые полагали, что это могло обидеть Бомбину, но она рассказала «КП»: «Обид не было и нет. На Михаила невозможно было обижаться, его нельзя было не любить». Намекнула, что, возможно, отчасти это испытание болезнью и было дано, чтобы «примирить непримиримое»: «Мы, любящие его женщины, собрались, возле болеющего Михаила, собрались в желании спасти и помочь ему».
– Мне не хочется рассказывать о личном, – признается Елена. – Для сохранения доброй памяти Михаила мы решили больше сил тратить на реальные дела – слова люди быстро забывают, а дела остаются. На днях мы провели в Риге благотворительный радиоэфир в помощь полуторагодовалому больному мальчику. За неделю собрали сумму, в два раза большую, чем требовалось для его лечения и реабилитации. Я уверена, что для Михаила это было бы важней, чем просто добрые слова о нем. Он сам в последние годы сделал много добрых дел. Это помощь детдомам и интернатам, материальная помощь ветеранам и учителям в Латвии. Он перевез 50 одиноких пожилых людей из Прибалтики в подмосковные пансионаты, помогал детям из хосписа в Питере. Установил памятник «Одуванчик» как символ доброты. А еще три памятника няне Пушкина Арине Родионовне. Все это и многое другое Михаил делал на свои деньги. И за счет своего здоровья.
Сейчас мы ведем большую работу в московской библиотеке по созданию там Центра юмора и сатиры и присвоении ей имени Михаила Задорнова. Кстати, публичная библиотека в Риге тоже теперь будет носить имена двоих Задорновых – отца и сына. Если говорить о наследстве, то на счетах Михаила остались миллионы – но это миллион зрительских улыбок, его работ и добрых дел.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Первую жену сатирика выкормила грудью будущая свекровь
Сестра Задорнова Людмила рассказывала, что женщин Михаил шутя разделял на горизонтальных и вертикальных. Свою первую жену Велту называл вертикальной – потому что «за ней надо было тянуться вверх».
Велта Яновна многие годы преподает в МГУ на кафедре иностранного языка филфака. После развода с Задорновым замуж она больше не вышла.
– На годовщину Михаила я уеду в Ригу. Схожу на его могилу, – рассказала «КП» Велта Яновна.
– Вы дружите с его родной сестрой?
– Да. Мы обязательно с ней встретимся.
– Сестра Михаила рассказывала, что вы с Михаилом родились в одном роддоме Юрмалы с разницей в пять дней. У вашей мамы было мало грудного молока, а у его мамы излишек. И она кормила вас обоих. Получается, вас вскормила своим молоком будущая свекровь!
– Да, есть такая семейная легенда. Хотя моя мама об этом не рассказывала. Скорее это именно семейная легенда.
– Говорят, вы были первым критиком рассказов Задорнова?
– Да. Но мне неловко говорить о своей роли в его судьбе – это не для публики.
– Вы были около него в последние часы – какими были его последние слова?
– Никаких последних слов не было. Он не говорил. Он просто хотел жить…
– Вы стали его наследницей?
– Мы все занимаемся его делами понемножку. Над книгами, которые он задумал, работают его помощницы. Я разбираю его рукописи. Хотим закончить все, что он начал. На годовщину его смерти планируется открытие мемориальной доски на здании факультета МАИ, где учился Михаил, вечер памяти в ДК МАИ и выставка там же, посвященная Михаилу Николаевичу.
БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ
86 поцелованных девочек
В издательстве «Центрполиграф» готовится книга о Задорнове. Фрагмент из нее мы публикуем с разрешения издательства.
Вспоминает народный артист РФ Владимир Качан:
«Перед вами школа, в которой мы учились, 10-я рижская средняя школа с производственным обучением. С производственным, потому что это была одиннадцатилетка, и по окончании ее я, как и Михаил, получил специальность токаря первого разряда, чуть не оттяпав себе при обучении мизинец кулачком кулачкового патрона. А его будущей жене Велте, учащейся той же школы, повезло стать чертежницей-деталировщицей, и, если бы не это обстоятельство, не знаю, сумела бы она потом защитить докторскую диссертацию и преподавать в МГУ.
Вот в этой самой школе мы и познакомились с Мишкой. Мне тринадцать, ему двенадцать лет. Знакомство произошло во время легкомысленной игры в настольный теннис. Он всякий раз рассказывает, что, мол, играли мы в настольный теннис, и я, проиграв, решил взять реванш тем, что спросил: скольких девочек он уже целовал? Зардевшись, он соврал, что одну. На что я с нахальством опереточного любовника якобы небрежно ответил, что у меня, мол, за плечами уже семьдесят пять поцелованных девочек. В каждом новом изложении количество девочек растет, и на моем бенефисе в театре Мишка назвал цифру восемьдесят шесть».
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.