В известном романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух», попавшем в список самых спорных книг на английском языке, дети после авиакатастрофы попадают на необитаемый остров и начинают строить собственный мир с понятными им взаимоотношениями. Выясняется, что логика их понимания реальности ещё настолько примитивна, что ничего, кроме жестокости, насилия и одичания, они предложить друг другу не в состоянии. Подавляющее большинство ребят довольно быстро переходят в племя, члены которого с каждым днём всё в большей степени теряют человеческий облик, пока в конечном счёте ужасающая нравственная деградация не толкает их на убийство сначала соплеменников, а потом и неприсоединившихся к ним мальчиков, пытающихся сохранить память о цивилизации и её нормах.
Советский плакат «Спички детям не игрушка» имел в виду, конечно, нечто другое. Ребёнок по неосторожности может, играя с открытым огнём, причинить себе вред. Но эту простодушную сентенцию можно поместить и в контекст «Повелителя мух», и тогда окажется, что речь идёт о том, что детям нельзя давать в руки такой опасный предмет, как самостоятельность, ответственность за других и собственную жизнь. Всё это я вспомнил, когда наткнулся на новость о том, что так называемая прокуратура Крыма (созданная властями Украины правоохранительная структура) возбудила уголовные дела в отношении 107 бывших работников украинских правоохранительных органов и государственных учреждений. Об этом рассказал так называемый прокурор Крыма Гюндуз Мамедов. «Мы идентифицировали 16 тыс. человек. По 107 из них мы начали уголовные производства. В суд направили 71 обвинительный акт. 300 лицам сообщили о подозрении (в измене. — А.Б.). Ждём результатов», — рассказал «прокурор».
Читайте также:
Злые и одичавшие дети из книги Голдинга, которые перешли от убийства диких свиней к охоте на людей, если бы им кто-то подал такую идею, тоже могли бы создать прокуратуру и клепать уголовные дела на всех, кто имел несчастье им не угодить. А потом сажать провинившихся в какие-нибудь ямы или забивать камнями. К счастью, в нашем случае на охране российской границы и сотрудников российских госучреждений стоят погранслужба и полиция. Все поползновения призвать к ответу лиц, против которых так называемой крымской прокуратурой выдвинуты обвинения по уголовным статьям, эти ведомства смогут пресечь на корню. Причём без малейших усилий. Однако помешать соседским детям баловаться спичками мы не в состоянии. А они жгут один коробок за другим, явно наслаждаясь безнаказанностью и ощущением своей всамделишности, дескать, а у нас всё по-взрослому: и уголовные дела, и государственная измена.
Почему я воспользовался такой аналогией? Дело в том, что государственное мышление предполагает некоторую соразмерность идей во внутренней политике. То есть в ней не должно быть вопиющих и идиотских противоречий. А у этих ребят они попадаются буквально на каждом шагу. Судите сами: Киев постоянно трезвонит о той заботе, которой он намерен окружить жителей Крыма и Донбасса, когда они, наконец, вернутся в родную гавань. Он уверяет, что не только не забыл об этих людях, но и продолжает считать их полноправными гражданами Украины, попавшими в непростые обстоятельства. Но «оккупация» когда-нибудь закончится, и тогда любимые и уважаемые соотечественники вновь смогут стать частью украинского общества, уверенно шагающего в Европу.
Более того, украинские политики постоянно говорят о том, что немалое число жителей двух отмежевавшихся от Украины территорий мечтают о скорейшем освобождении их земли от «российских агрессоров». Вроде бы такова официальная позиция.
Вместе с тем (как бы игнорируя эту линию) отдельные депутаты Верховной рады, ветераны АТО, члены нацистских группировок не устают повторять, что жители сепаратистских регионов должны быть поражены в правах: одна часть из них отправлена в лагеря, а другая — люстрирована. Эти два взаимоисключающих подхода, первый из которых выглядит хотя и лицемерным, но относительно разумным, мирно уживаются в одной политической реальности, не предъявляя друг другу никаких претензий. А теперь ещё и властная структура начинает уголовное преследование тех людей, которые, по заверениям Петра Порошенко, остаются предметом неустанной заботы властей.
Только мне кажется, что рассогласованность является следствием либо запущенной шизофрении, либо детского неумения связывать идеологию логикой таким образом, чтобы в ней не было выпадающих из общей системы вещей. Я думаю, что оба объяснения приложимы к украинскому правовому и политическому феномену. Эти удивительные люди всерьёз думают, что у них есть взрослое государство, которому кто-то изменил.
Они отказываются понимать, что, когда шаги, предпринимаемые органами власти, в корне противоречат человеколюбивым декларациям государственных деятелей, речь идёт не о государственной системе, а о её неумелой, плохо состряпанной имитации. И всё бы ничего (чем бы дитя ни тешилось!), но под властью этой имитационной структуры остаются миллионы людей, вынужденных жить в реальности, где ничего ни с чем не сходится, в которой всё поставлено с ног на голову, а злые дети, странно похохатывая, возбуждают уголовные дела или носятся сломя голову по улицам с нацистскими речовками и эмблемами.
В конце романа Уильяма Голдинга на остров, объятый пламенем (поскольку дети подожгли лес), высаживаются заметившие огонь взрослые. Спасённые, осознав, что к ним вернулся нормальный мир, начинают плакать, в отчаянии понимая, что они навсегда утратили детство и какие-то очень важные человеческие свойства. Придут ли взрослые в этом случае, чтобы спасти детей, я не знаю. Но плакать они могут начинать уже прямо сейчас.
Андрей Бабицкий, RT
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.