Вы можете представить себе экс-гаранта и «отца нации» Украины Петра Порошенко на детекторе лжи? Вчера еще это было невозможно, а сегодня такой допрос может стать реальностью.
И это будет сенсацией, особенно если выводы экспертов после допроса по «случайности» попадут в СМИ. О возможности допроса на детекторе лжи заявил глава Госбюро расследований Украины Роман Труба.
В прошлом году журналисты проекта «Схемы» провели расследование и выяснили, что Порошенко с 1 по 8 января 2018 года провел рождественский отпуск на Мальдивах. Журналисты разузнали, что в то время президент страны не проходил паспортный контроль и путешествовал под другой фамилией.
Читайте также:
ГБР задаст пятому президенту Украины Петра Порошенко и вопросы о возможных действиях по захвату государственной власти в Украине. Но самые интересные вопросы могли бы задать Порошенко коллеги ГБР из Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). Их бы стоило пригласить на допрос и сделать его совместным.
8 августа детективы НАБУ провели первые задержания по делу схемы «Роттердам+». Почти два года длится следствие, которое во времена Порошенко было фактически заморожено. И вот наконец-то следователи пришли за людьми, которые внедряли скандальную методику формирования цены на уголь для украинских ТЭС. Эта формула по самым скромным подсчетам нанесла ущерб Украине в размере 19 миллиардов гривен.
Кого же арестовали следователи НАБУ? В рамках расследования уголовного производства о злоупотреблении служебным положением (ч.2 ст.364 УК Украины) были вручены персонально подозрения директору ГП «Оператор рынка», бывшему члену Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Владимиру Евдокимову, а также начальнику отдела управления энергорынка НКРЭКУ Тарасу Ревенко. Еще четверым подозреваемым обвинения были объявлены заочно. Это два топ-менеджера корпорации ДТЭК Рината Ахметова – советник гендиректора «ДТЭК Востокэнерго» Борис Лисовой и гендиректор «ДТЭК Сети» Иван Гелюх. А также два чиновника: замначальника управления энергорынка НКРЭКУ Владимир Бутовской и бывший руководитель Нацкомиссии Дмитрий Вовк, человек Порошенко, назначенный им на эту должность.
Вовк уже сбежал за границу, но на своей странице в Фейсбуке тут же написал, что дело-де является политическим и откровенно дутым. Обнаглевший протеже Петра Алексеевича так и не понял, что за ним пришли всерьёз. А пока он смело написал: «Дело «Роттердам+» является раскрученным медийно-юридическим пузырем. Действия НАБУ с момента начала расследования считаю подбором и выбиванием доказательств под обвинение. Об установлении истины речь не идет: осуществляется давление на меня и коллег с грубым нарушением законодательства – это все свидетельствует о политическом характере преследования. Поскольку с публичными обвинительными выступлениями руководители НАБУ зашли далеко еще в 2017 году – признать ничтожность и бесперспективность расследования на третий год позволить себе они не могут. Именно поэтому решили объявлять о подозрении вместо закрытия дела, – подчеркнул экс-глава НКРЭКУ. – Уверен в победе в открытом состязательном процессе и защите репутации Комиссии, всех коллег и собственной».
У следователей иное мнение: они считают, что ставленник Порошенко дал идее добро рассчитать цену на электроэнергию по стоимости угля на бирже Роттердам с доставкой в Украину. «Следствие установило, что представители группы частных теплогенерирующих компаний в 2015 году начали давить на руководство НКРЭКУ, чтобы оно включило в тариф не электроэнергию, вырабатываемую ТЭС этой группы, а расходы, которые на самом деле не осуществлялись. А именно: расходы на доставку и перевалку энергетического угля в Украину из портов Европы. В марте 2016 года НКРЭКУ согласилась с таким предложением, предусмотрев несуществующие расходы в форме, по которой рассчитывался тариф для всей тепловой генерации. Это, в свою очередь, привело к росту стоимости всей электроэнергии и, как следствие, – к увеличению тарифов для промышленности, объектов социальной инфраструктуры, предпринимателей. Все они понесли финансовое бремя по оплате необоснованного тарифа, в результате чего для конечного потребителя подорожали их услуги и товары, в том числе – первой необходимости», – говорится в заключении следователей.
Кто же бенефициары этой самой крупной в истории Украины аферы? Следователи НАБУ пока не называют их имена, но это и так ясно — это президент Украины Пётр Порошенко и олигарх Ринат Ахметов. В их карманах и осела значительная часть украденных из госбюджета 19 миллиардов гривен.
Сбежавший экс-депутат Александр Онищенко уже рассказал журналистам, что Петр Алексеевич жаждал реванша и хотел расположить Ахметова к переговорам в правильном духе. Президент с порога потребовал, чтобы тот заплатил 200 млн. долларов откупных, рассказывал опальный нардеп журналистам.
Чтобы договориться с Ахметовым по авантюре века и был использован сначала наезд, а потом появилось и деловое предложение по формуле «Роттердам +».
Сделано это было так: близкая к Порошенко инвесткомпания ICU в интересах Петра Алексеевича выкупила евробонды ДТЭК Ахметова при минимальных котировках. А после введения с подачи НКРЭКУ нового механизма определения стоимости электричества, облигации закономерно подскочили в цене.
Вот как описывает этот процесс «Стране» один из участников рынка на условиях анонимности: «Покупатель ICU имел инсайдерскую информацию, ведь он приобрел евробонды и долги компании Ахметова номинальной стоимостью в $500 млн всего за $200 млн. Затем эти бумаги выросли в цене до $450 млн, что означает рост от 40% до 90% от их номинальной стоимости. В итоге чистый выигрыш по этой сделке составил 50%. Что же касается еще маржи для Ахметова, то ему достались дополнительные 20% дохода, заложенные в коммунальных тарифах».
Как рассказывала «Страна», схема начала действовать в 2016 году. Благодаря решению НКРЭКУ Вовка стоимость топлива начали определять так: цена угля в портах Амстердам – Роттердам – Антверпен + стоимость его доставки в Украину.
При этом транспортировка в украинский порт и ж/д перевозка на склады ТЭС также входили в стоимость, а цена угля определялась как средняя единица на европейском рынке за 12 месяцев, предшествующих месяцу установления прогнозируемой оптовой рыночной цены.
По факту это привело к тому, что к ноябрю 2016 года цена тепловой генерации только на Украине выросла вдвое. Параллельно ТЭС обязали заключить контракты с иностранными контрагентами на поставку антрацитовой марки угля и перевести котлы с антрацитовой группы угля на газовую, которая добывается в Украине.
При этом цена угля, добытого на государственных шахтах, должна равняться цене по формуле «Роттердам+», что якобы должно было уменьшить потребность в субсидировании угольной отрасли со стороны государства.
В реалиях же «черное золото» поставляли на ТЭС с территории, подконтрольной ДНР, – гораздо дешевле, чем было указано в формуле. Электростанции покупали уголь уже по цене «Роттердама». А баснословные прибыли осели в карманах тех, кто затеял всю эту схему. Расследование столь скандальной темы вели многие в Украине.
И она стала топовой в обвинениях президента страны в ходе предвыборной президентской кампании. Порошенко отчаянно пытался спустить расследование в НАБУ на тормоза. И ему это удавалось, но с проигрышем на выборах, все препятствия исчезли и дело стало набирать обороты.
Не случайно сразу после информации о допросах экс-гаранта на детекторе лжи его адвокат заявил, что Порошенко не сможет явиться на следующий допрос в конце нынешней недели в ГБР, так как он уходит в двухнедельный отпуск. Об этом в своем телеграм-канале написал известный юрист Андрей Портнов.
«Иными словами, у Порошенко нет возможности содержать второго адвоката и приходится ломать комедию с формальной невозможностью прибыть для допроса, потому что без адвоката будет нарушено его право на защиту. Это уже не первая попытка Порошенко подменять следственные действия формальностями. В предыдущих случаях фигурант цеплялся за международный визит, конституционное право не давать показания и тезисы «не помню» и «не знаю», – пишет Андрей Портнов.
По его данным, в связи с этим обстоятельством, Порошенко получил сегодня сразу две новые повестки к следователям на начало сентября.
«А вообще, надо привыкать к допросам. 12-15 первых уголовных производств, по 2-3 вызова в каждом, потом личное участие в мере пресечения и после обвинительного акта – судебные заседания 1-2 раза в неделю. То есть, количество соприкосновений с правоохранительными и судебными органами будет исчисляться десятками. Потом приговор. Как-то так. Такая среднесрочная перспектива», – написал Портнов.
Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@novostibreaking.ru.
Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.